Сергей Носов: бюджет – не сказка о Cороке-Белобоке – этому дала, а этому – не дала (ВИДЕО) Интервью «Нового Региона» с мэром Нижнего Тагила
Накануне руководители самых крупных городов региона – Екатеринбурга и Нижнего Тагила – Александр Якоб и Сергей Носов сделали совместное заявление для СМИ. Касалось оно напряженного бюджетного процесса и финансовых запросов двух городов-доноров. Сразу после телестудии Сергей Носов посетил редакцию РИА «Новый Регион-Екатеринбург», где рассказал о реконструкции города, о том, могут ли у муниципалов быть полномочия без денег, почему верстка бюджетов напоминает ему сказку о «Сороке-Белобоке» и о том, как чувствует себя НТМК в преддверии кризиса.
Н.Р. Сергей Константинович, с каким результатом в этом году заканчивается реконструкция Нижнего Тагила?
С.Н. То, что мы до конца года успеваем сделать или выполнить все программы, которые намечены – сомнений нет. Сразу хочу сказать – это было непросто – так или иначе мы все делали конкурсными процедурами 94 ФЗ. И, конечно, оставили нам очень мало времени для реализации проекта. Зато помогала погода, поэтому удалось привести ситуацию в такое русло, что мы сейчас на финишной прямой находимся. Нам остался примерно месяц, чтобы довести программу, завершить начатое.
Но наиболее серьезный вопрос (и это меня беспокоит) – это проект площади Славы, как мы ее называем в Дзержинском районе города. Там опять же сезон и все определяется работами с гранитными материалами. Но будем делать в «тепляках» – тоже технология известная. Сказалось и то, что конкурсы переносились несколько раз… Ну, мы выполним все.
Н.Р. Вам самому нравится, как город изменяется – можете не как мэр ответить, а как горожанин?
С.Н. Если честно – город преображается. И я вот когда каждый день в работе – незаметно, но если сравнивать – когда я только приехал туда и сейчас – есть разница. Например, в дорожном строительстве. Мне очень приятно, что люди отмечают и проекты озеленения, которые тоже были выполнены в городе. Но самое главное, что меняются люди. Очень приятно слышать от людей, которые говорят: чтобы бросить окурок или бумажку, теперь ищут урну. Был недавно курьезный момент – мы только отремонтировали Уральский проспект, в асфальте (три слоя) озеленение, газоны восстановили, трава взошла. И стоит там урна полная (что плохо убирается, это другой вопрос), а рядом лежат аккуратно пивные бутылки. Это самое главное изменение. Не то, что сделано много, что денег много потрачено, а что люди меняются. Для этого, наверно, все и делается.
Н.Р. Проект по строительству ФОКа на какой стадии находится? И что там будет – ледовая арена или бассейн?
С.Н. Мы на этой неделе должны получить положительное заключение государственной экспертизы. И насколько я знаю, регион уже подал заявку на включение этого объекта в заявку Федерального Минспорта. А что касается оснащения, то и ледовая арена, и бассейн там будут.
Н.Р. А есть же еще проект по реконструкции театра Драмы, с ним как ситуация обстоит?
С.Н. Примерно также. Положительное заключение на него получено давно. Мы старались сделать его раньше, потому что надеялись (была перспектива) попасть в корректировку областного бюджета этого года. По ряду причин это не получается, в бюджетном процессе все бывает. Но от региона также направлены заявки на включение реконструкции театра в программу.
Н.Р. Жители Нижнего Тагила в театр ходят?
С.Н. Практически каждый спектакль проходит с аншлагом. Это повышает нашу ответственность. Здорово, что в не самые простые времена, не в самых лучших условиях люди тянутся к искусству. Слово популярность тут неуместно – скажу так – любовью пользуется городской театр.
Н.Р. Сергей Константинович, сейчас администрация Екатеринбурга решает ряд своих вопросов, договаривается с областью. А что в случае с Тагилом – хватает денег в бюджете?
С.Н. Я не согласен со словом договаривается. Я считаю, что мы не должны договариваться. Бюджет МО должен соответствовать полномочиям. Могу с ответственностью заявить, что никто в городе не решит задачу лучше, чем его глава. Те же задачи по выполнению указов президента, нацпроектов – откуда-то это сделать директивами сверху невозможно. Потому что если есть полномочия – тогда «нате, берите». Если считаете, что нужно руководить и ответственность передать вниз – то тогда только вместе с финансовыми полномочиями.
Н.Р. Сегодня у нас на уровне страны какая ситуация – полномочия дают с деньгами вместе?
С.Н. Вы знаете, сегодня на уровне руководства страны есть понимание проблематики и сложности таких процессов. Я вот три дня провел в Москве на семинаре глав МО крупных промышленных центров и региональных столиц. И то, что говорил Путин после съезда в Суздале – это не просто «заготовка» только к этому мероприятию.
Н.Р. Глава администрации президента Сергей Иванов на встрече с мэрами говорил, что часто муниципальная власть недорабатывает – есть такое?
С.Н. Думаю, некоторые неверно истолковали его слова. Сегодня гражданин имеет право напрямую обратиться к президенту. И, к сожалению, на мой взгляд, пройдя по коридорам власти, и видя, что не решаются проблемы, человек пишет в администрацию президента – и ей приходится заниматься этими проблемами. Сегодня у нас рост обращений граждан по сравнению с 2012 годом выше в 2,6 раза. То есть можно представить объем проблем...
Н.Р. Почему такой рост обращений – все же меняется в Нижнем Тагиле в лучшую сторону?
С.Н. Люди хотят решить свои вопросы. Тут ничего страшного нет – когда они видят, что решается – хотят большего. У нас есть такой раздел на городском сайте – «сообщи о проблеме». И я просто вижу уровень замечаний, которые поступают на сайт. Они все важные и тревожат людей. Но острота изменилась, объем проблем. Потому что и без дополнительных капвложений можно решать некоторые проблемы по этим обращениям. Тогда и в администрацию президента будет меньше обращений. И прав Сергей Борисович (Иванов, прим. НР), когда говорит – вы займитесь делом на местах. Но очень важно также разобраться и с балансом полномочий, ответственности и объемом их финансирования.
Н.Р. Значит, опять про деньги: Вы ведь бюджет области на 2014 год уже смотрели – на Нижний Тагил хватает денег?
С.Н. Я просто вспоминаю прошлый год – не было такого ажиотажа в СМИ и в обществе по поводу бюджетного процесса. Не знаю, чем это вызвано. При этом одно понятно – доходная часть бюджета Свердловской области следующего года не меньше, чем этого года. Вот это абсолютный факт. Весь вопрос в грамотном распределении средств.
Н.Р. Сергей Константинович, расскажите о судьбе Демидовской дачи – как ее будут использовать?
С.Н. Сейчас мы там развернули музейную экспозицию. Теперь наши музейщики хотят использовать «дачу» для представления людям. Хотя многие экспонаты еще на реставрации находятся. Их потом будут показывать туристам. Это как раз та сфера малого и среднего бизнеса, который имеет перспективы в городе.
Н.Р. А Вы на внутренний туризм хотите опираться или на въездной?
С.Н. Ну, понимаете, внешний туризм я думаю, мы тоже потянем. Опять же Russian Expo Arms нам в этом поможет. Но, было бы здорово, чтобы в Нижний Тагил ехали не просто специалисты, а еще и простые люди город посмотреть. В этом году была попытка провести действо, шоу на выставке вооружения. Мы подготовили много буклетов о Нижнем Тагиле. Скажу, не так много в России городов – промышленных центров, которые могут похвастаться своей историей. Демидов – это не просто имя, это бренд. На это обратил внимание, кстати, Дмитрий Рогозин (вице-премьер правительства РФ) – что это мировой бренд. Который недооценен и не использован. И наши проспекты на английском языке просто расхватали в этот раз – как «горячие пирожки» расходились…
Н.Р. С того времени, как Вы стали мэром Нижнего Тагила – были ли моменты, что пожалели об этом, раскаялись? Как-то в Вашу бытность вице-губернатором журналисты спрашивали вас – не пожалеете, что идете в мэры?
С.Н. Вы знаете, честно скажу – раскаяния точно не было (смеется). Каяться мне было не в чем. Другой момент, что глубину проблем и тяжесть ответственности в тот момент мне было трудно оценить. Но понимаете, поставленные задачи того стоили.
Н.Р. Часто общаетесь с жителями – общение с горожанами график личных приемов определяет или иное что-то?
С.Н. Постоянно встречаюсь. Наверное, сегодня это Нижний Тагил тоже отличает. Мне очень приятно, что посещая разные объекты (я это делаю каждую неделю) – жители со мной здороваются. Кроме того, люди могут просто подойти, взять за рукав, и рассказать о проблеме. Понимаю, что не хватает порой времени и сил решить каждую из них или создать отлаженный механизм работы в стиле или направлении. Ведь так или иначе любой руководитель под себя выстраивает систему.
Кстати, мы как раз сегодня (14 ноября, прим. НР) вспоминали вице-губернаторские времена. Как-то из Севастополя вернулись, я только приступил к этой работе, и на вопросы отвечал – усталости еще не накопилось. Сегодня она есть, но это вполне нормальное явление. Время на отдых надо находить. Но это, наверное, проблема любого руководителя – не хватает времени на восстановление.
Н.Р. А на любимую Вами охоту хватает время?
С.Н. Хватает. Но не получается каждые выходные, сядешь с друзьями, спланируешь, сколько осталось охотничьих выходных… Да и охотничий сезон ограничен по времени.
Н.Р. Можно использовать охоту не только как времяпровождения и отдых, но и для продвижения Нижнего Тагила и его инвестиционных возможностей?
С.Н. Ну, это тогда другая охота будет. Это разная охота. Когда ты с друзьями едешь – это отдых, а для продвижения – работа. Пока такого еще не было, но это действительно возможность пусть не продвинуть, но донести идею о существующих проектах. Но пока не использовал.
Н.Р. С Эдуардом Росселем, который в прежние годы часто был Вашим напарником, в последнее время не охотились?
С.Н. Нет, не получалось. Могу сказать, что сегодня уже середина ноября, а снега не видно – все это затрудняет охоту. Традиционное место отдыха – это деревня Хоренки. Думаю, что у нас нет так много времени осталось. Но если получится, то и пообщаемся и вместе поохотимся.
Н.Р. Возвращаясь к экономике – есть сейчас проекты, которые остановить все-таки придется? Не в программе реконструкции города, а инвестиционные? И еще – проект «Титановая долина» не помешает Нижнему Тагилу?
С.Н. Я как раз сегодня тоже этим вопросом занимался. Нет, не помешает. Сегодня квалифицированных подрядчиков свободных в городе не осталось – это тагильские фирмы, и они все теперь заняты. Дай Бог, что есть работа.
С точки зрения реализации – «Титановая долина» – название просто красивое. Но такая же зона могла бы быть и в Нижнем Тагиле. Хотя по большому счету, она на расстоянии вытянутой руки от нас расположена – между Салдой и Тагилом. И наличие такой зоны – это хорошая перспектива для экономики. Потому что часть операций можно делать на промплощадках города, а окончательный процесс может осуществляться в «Титановой долине». Все это дает загрузку предприятий, это же дает НДФЛ.
Я только «за» – главное, чтобы проект пошел, ему надо взлететь. Тогда это будет на пользу всем городам.
Что касается проектов, которые могут быть «зарезаны». Успеть зарезать можно всегда, нужен оптимальный бюджет. И тут я еще раз выступлю против принципа – этому рубль, а этому два рубля. Понимаете, у нас не сказка о «Сороке-Белобоке» – этому дала, а этому не дала… Это осмысленная экономическая политика – не путать с политикой вообще. Она обязана завтра дать дивиденды: от того, насколько грамотно ты определил бюджетные средства сегодня, зависит, как будет чувствовать себя экономика области завтра.
Н.Р. Все сейчас говорят об этом – а что же делать?
С.Н. Не умаляя значимости всех муниципалитетов, понимая сложности, и особенно нюансы софинансирования (которое непонятно откуда взять) и с вопросами выполнения проектно-сметной документации – надо думать, чтобы поддерживать, прежде всего, те города, которые являются донорами. Не дай Бог, они начнут «чихать» – тогда «воспаление легких» будет у всего региона. Законы одни и те же – что в промышленности, что в бизнесе. Законы развития и управления. К сожалению, бюджетный процесс в этот раз сильно драматизирован и политизирован. Я просто надеюсь, что никакие провокации в СМИ не повлияют на взвешенное решение. Эта проблема всегда острая – в МО, в регионе, на предприятии. Наверное, что-то придется «резать» – главное, чтобы это не была ампутация.
Н.Р. Кризис 2008 года именно Нижний Тагил почувствовал острее других моногородов – у вас два крупных предприятия с гигантскими коллективами. Сейчас тоже говорят и ждут кризис – обстановка осень 2008 года не напоминает?
С.Н. У нас есть два локомотива общероссийских общепризнанных – это «Уралвагонзавод», и НТМК. Я хотел бы отметить сегодня динамичное развитие «Уралвагонзавода». И, насколько я знаю (я разговаривал с президентом корпорации «Уралвагонзавод» Олегом Сиенко), задачи, которые стоят перед ними до 2020 года, они думают, как еще это выполнить. Почему? Там загрузка сейчас очень большая, и в этом плане им требуются, требуются, и требуются, в том числе рабочие руки.
Что касается НТМК, то да – ситуация здесь несколько сложнее. Но НТМК в основном, сделал, конечно, реконструкцию. Я сейчас не буду говорить, в соответствии с тем, что я когда-то предлагал, или не в соответствии, но сделал реконструкцию, и сегодня в непростых условиях, в условиях рынка его экономика достаточно стабильна.
Н.Р. Напоследок спрошу – Вы поедете на семинар-совещание, которое проводит администрация губернатора два дня? Там о чем будет речь идти вообще?
С.Н. Ну а почему я должен не поехать, конечно, поеду. Ну, мы будем слушать, а если надо – и говорить.
Н.Р. А чего будете больше делать – слушать людей из администрации и правительства или говорить? Это я так намекаю на содержательность мероприятия и ожидания мэров
С.Н. Слушать, конечно, интересно. Но, на мой взгляд, важна система работы над бюджетным процессом. Не должно быть такого: окошко открылось, город такой-то – получите. Следующий, следующий и так далее. Такого не должно быть. Давайте думать, как от этого уйти. Не лукавить: у меня примерное поведение, я могу рассчитывать на большее, а у тебя не примерное – ты становись в конец очереди. Это неправильный подход.
Вначале меня спрашивали – какие проблемы в Тагиле, как их решать. На что я просил – дайте мне разобраться. И тогда решения будут. Я не уважаю тех людей, которые только посмотрят и уже сразу знают, что делать. Такое может быть, но очень редко.
Н.Р. Теперь в потребностях Нижнего Тагила Вы на сколько процентов разобрались?
С.Н. Вы знаете, думаю, процентов на 70. Почему? Сегодня есть направления, которыми надо обязательно заниматься. А остальные 30% – нюансы, которые можно и нужно будет учитывать в будущем. Корректируя программу развития города.
Екатеринбург, Александр Родионов, Полина Румянцева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».