Госпитализировать стараемся всех. Диагноз «корь» подтвержден у 30 свердловчан В минздраве рассказали о ситуации с заболеваемостью на Урале
В Екатеринбурге продолжают принимать меры, чтобы не допустить распространение кори – среди местного населения, а также в Свердловской области в целом. Как говорят в региональном минздраве, причин для паники нет. К тому же из 62 заболевших, у кого врачи только предполагали корь, диагноз подтвердили только у 30 свердловчан. О том, как развивается ситуация сейчас, рассказала главный эпидемиолог Свердловской области Ирена Базите.
NDNews.ru: Почему болеют те, у кого уже были прививки? Ранее заявлялось о 13 таких случаях.
Ирена Базите: Как правило, это люди, которые прошли неполную схему вакцинации. То есть у них есть только одна прививка, а в соответствии с национальным календарем их должно быть две – ставят детям в 12 месяцев и в шесть лет. Но некоторые родители отказываются от вакцинации детей, либо у них есть медотводы. И, хотя большинство из них временные, возможно, своевременно ребенку не пересмотрели медотвод, и он остался непривитым. В таком случае у человека не формируется достаточный иммунитет. Тем не менее, даже с одной прививкой болезнь протекает в легкой форме – сами медработники признаются, что не будь этой ситуации, диагноз «корь» некоторым пациентам не был бы поставлен из-за легкого течения. Просто сейчас медработники скрупулезнее относятся к диагностике, так что у нас из 62 зарегистрированных случаев заболевания [в Свердловской области] по 12 пришли отрицательные лабораторные подтверждения. Подтвержденных же по результатам анализов – только 30 случаев. Еще 20 находятся в работе, из которых часть, вероятно, отсеется.
– Насколько острая ситуация с отказами родителей от вакцинации детей?
– Родители сейчас достаточно информированные, случаи отказов единичные. Мы очень много медотводов пересмотрели. Сейчас у нас высокая иммунная прослойка. Привитость детей в каждой возрастной группе составляет от 98 до 99,9%, а у взрослых от 18 до 35 лет – 98,7%. В допрививочный период только в нашей области ежегодно регистрировалось до 80 тысяч случаев, теперь за последние 15 лет зарегистрировано всего 20 случаев, т.е. один, два, три, максимум – четыре случая, причем все завозные, и дальше они не распространялись. Поэтому по сравнению с цифрами последних лет сегодняшние, конечно, больше, но причин для паники нет.
– Некоторым взрослым, у кого есть две прививки, сделанные в детстве, все равно ставят третью. Зачем?
– К сожалению, документально подтвержденных прививок, сделанных в детском возрасте, у большинства взрослых нет. А вообще привитые согласно схеме – и дети, и взрослые – даже в очагах кори не прививаются дополнительно, потому что это очень надежная вакцина.
– Когда объявляется эпидемия кори? При какой заболеваемости на 1000 человек?
– Данный вопрос находится вне компетенции специалистов минздрава. Однако в настоящее время управление Роспотребнадзора ввело ограничительные мероприятия в детских образовательных учреждениях Екатеринбурга. Непривитых детей не должны допускать в организованные коллективы, не должны допускать на плановые (то есть не при угрозе здоровью) обследования в медучреждения. Сейчас минздрав готовит приказ, чтобы все дети до года, то есть те, кто еще не подлежат вакцинации, а также все непривитые дети старшего возраста, будут обслуживаться участковыми педиатрами на дому. Это будет распространяться и на детей, чьи родители отказались от прививки без медицинских противопоказаний, в силу личных убеждений. Интересно, что сами родители, отказывающиеся от прививок, скорее всего, защищены вакциной. У нас заболели, в основном, непривитые дети, а их родители, при том, что незащищенный организм, очень восприимчив к кори, – нет. То есть самих этих людей их родители в детском возрасте защитили.
Надо отметить, что если родители детей, которые проживают не в Екатеринбурге, сомневаются в необходимости вакцинации, мы проводим телемедицинские консультации с иммунологами Областной детской больницы, еще раз пересматривая все медотводы. Никто не станет ставить прививку, если к тому есть противопоказания. Но уже, наверное, все наслышаны, что корь очень контагиозное заболевание, к которому человек имеет 100% восприимчивость. Если у человека нет защитных антител, почти в 100% случаев он заболеет. Поэтому медицинские работники сразу же определяют очаг. Вирус может распространяться по вентиляционным системам, и если заболевший проживает в многоквартирном доме, необходимо вакцинировать весь подъезд. Некоторые не открывают двери врачам, подвергают риску себя и делают возможным дальнейшее распространение кори.
– К нам обратились двое жителей Екатеринбурга, которые стали заложниками ситуации, когда врачи рассказывали соседям, кто первый в подъезде заболел, что спровоцировало травлю этих людей. Возможно ли провести проверку по этим фактам?
– Закона о защите персональных данных никто не отменял. Понятно, что если идет вакцинация в подъезде, значит, кто-то из жильцов заболел. Медработники тоже находятся в достаточно сложном положении – надо как-то провести вакцинацию, убедить людей. Но нельзя исключать, что ни на кого врач и не указывал. Просто люди сами пришли к такому умозаключению, а сослались на то, что рассказал медицинский работник. Но я не понимаю, какая может быть травля. Никто не защищен от заболевания корью, если у человека неизвестен прививочный анамнез.
– Кому-то из заболевших потребовалась госпитализация?
– Госпитализировать мы стараемся всех, чтобы не пропустить развития состояний средней тяжести. Расслабляться не стоит – корь может давать и тяжелые течения, осложнения в виде пневмонии, отита. Самое грозное – возможность развития миелоэнцефалита, поражение ЦНС. Корь в допрививочный период и сейчас в странах, где нет массовой вакцинации, занимает первое место по смертности детей младшего возраста. Это далеко не безобидная инфекция. Надо это помнить и не подвергать риску своих детей.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2016, РИА «Новый День»