«Все это похоже на какую-то разводку, наркотики нельзя, но можно водку…» Авторская колонка корреспондента «НР» Татьяны Пашковой
Недавно я с удивлением узнала, что препарат «Фенамин» (больше известный, как амфетамин) можно купить в аптеках. Я, вообще-то, наркотиками не интересуюсь, ссылки на интернет-аптеки, где можно купить «Фенамин», увидела каким-то случайным образом. И вот эта продажа стимулятора центральной нервной системы – не прекурсора, не лекарства, сделанного на его основе – в аптеке (по рецепту, конечно) поразила меня до глубины души. Мне кажется, речь идет о каком-то глобальном лицемерии со стороны государства.
В нашей стране наркотики объявляются абсолютным злом: любое психоактивное вещество – это плохо. Почему плохо, как правило, не объясняется. Наравне с этим – пожалуйста, в аптеке продают амфетамин (показания для применения: нарколепсия, депрессия, сонливость, вялость, апатия, астения). Повторюсь – не препараты на его основе, а собственно сам наркотик. Но кто-то хоть раз слышал, как публично рассказывают о лечебных свойствах какого-нибудь наркотического вещества? И, параллельно, объясняют, чем именно вреден тот или иной наркотик, и каким конкретно образом он действует на организм человека?
Ни государство, ни борцы с наркотиками типа Евгения Ройзмана даже и не думают заниматься просвещением. Только запреты, только ужесточение правоприменительной практики (когда в тюрьму попадают не только наркосбытчики, но и потребители), только «страшилки» в духе все того же Ройзмана на тему того, что от курения марихуаны становятся гомосексуалистами.
То есть, понятно, конечно, что о вреде героина и других тяжелых наркотиков вряд ли кому-то не известно. Но ведь люди не только опиатами «развлекаются» – есть множество других веществ, которые употребляет человечество. Отрицать это невозможно. И, да, не все наркотики одинаково вредны – но почему-то в России не принято об этом говорить. И почему-то в России не начинают хотя бы исследования других веществ на предмет использования в медицине. Но ведь каким-то образом наша медицина дошла до использования стимулятора в качестве лекарства?
Факт того, что в США легализована лечебная марихуана, давно стал общим местом. Но есть и более удивительные примеры. Так, если верить Википедии, с 2008 года в Израиле начали применять в медицинских целях MDMA (экстази) – им лечат посттравматические стрессовые расстройства у военных. А еще раньше, в 2006 году, в Бирмингеме ученые доказали, что экстази останавливает рост раковых клеток. Правда, для эффекта пациенту пришлось бы принять смертельную дозу экстази, после чего ученые из Австралии занялись внесением изменений в молекулу MDMA, и им удалось повысить эффективность препарата в сто раз.
Первооткрыватель LSD Альберт Хофманн и некоторые другие исследователи рассматривали LSD как способ лечить психозы и даже шизофрению. Спросите себя, знали ли вы об этом? И вообще, много ли вы знаете об LSD, MDMA, амфетамине и других т.н. «рекреационных» наркотиках? И много ли знают о них другие? Выше уже сказано, что люди употребляют все эти вещества, и таких людей немало. И, по моему мнению, таким людям необходимо знать механизм их действия – просто чтобы не навредить себе. Ну а тем, кто выступает категорическим противником любых наркотических веществ, неплохо было бы знать врага в лицо, не так ли? Но, люди в массе своей, вроде бы, не спешат заниматься самообразованием, а государству или «частным» наркоборцам, как уже было сказано, дела до этого нет. И ведь во многом отсюда страх и ненависть к наркомании и наркоманам или наркопотребителям – от недостатка информации.
Недавно один мой знакомый, человек далеко неглупый и во многих вещах неконсервативный, на полном серьезе меня убеждал в том, что от «кислоты» «сходят с ума». Я наркотиками, как уже сказала, не интересуюсь, но книгу Хофмана «LSD – мой трудный ребенок» в свое время прочитала – этой книги (и даже статьи на Википедии!) хватит, чтобы понять ну пусть не абсурдность этого утверждения, но как минимум его неоправданную безапелляционность. Во-первых, случаев «сходов с ума», самоубийств или убийств под воздействием LSD не зафиксировано. Во-вторых, исследования этого вещества со времен Хофмана не продвинулись никуда – так что говорить о таких его эффектах, как сумасшествие, как-то странно.
Мне, видимо, нужно сделать сейчас множество оговорок. Да, я считаю тяжелые наркотики злом – вряд ли вообще можно найти человека, который считает иначе. Нет, я не пропагандирую употребление каких-либо веществ. Но раз уж люди их все равно употребляют, может быть, и нам, и государству следует быть терпимее к ним? Не бояться и не ненавидеть, не сажать по любому поводу в тюрьму. И, кроме того, начать работать с теми, кто наркотиков не употребляет, не методами запугивания, а предоставлением как можно более полной информации о типах веществ, их фармакологии и механизма воздействия: в подавляющем большинстве случаев – воздействия губительного, но далеко не всегда превращающего человека в скота и асоциального типа. Смысл этого в том, чтобы научить людей не презирать и не бояться тех, кто принимал, например, LSD – и не клеймить всех подряд «наркоманами».
Наркополитика в России со стороны государства – предельно агрессивна не только к торговцам абсолютным злом вроде героина, но и к простым наркопотребителям (не всех из которых даже можно и нужно называть наркозависимыми). Люди в России – тоже крайне агрессивны к наркоманам (людям, вообще-то, тяжело больным) и боятся говорить и вникать в эту проблему, потому что им предоставляют готовое решение. Даже несколько: это и т.н. реабилитационные центры имени Ройзмана, и статья УК РФ, по которой даже за 0,05 грамма галлюциногенных грибов, собранных для собственного развлечения (мы-то понимаем, что развлечения сомнительного), человека могут отправить на три года за решетку.
Запреты, страх, нежелание разбираться в проблеме – все это, на мой взгляд, лучше наше общество не делает. Проблемы не решаются тотальными запретами, агрессией и лицемерием.
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».