«Замкадыши» и «заекадыши» – что общего Авторская колонка корреспондента «НР» Татьяны Пашковой
Я давно живу в Екатеринбурге и уже сколько-то лет подряд стараюсь хотя бы раз в год съездить в Москву. Я люблю этот город, мне там комфортно, но большинство моих друзей и знакомых столицу терпеть не могут.
Одна из самых распространенных претензий к москвичам – их снобизм по отношению к жителям остальной России. Мне, наверное, просто повезло с моими столичными знакомыми, но ни один из них ни разу не попрекнул меня тем, что я т.н. «замкадыш». Конечно, есть у меня добрые друзья, которые любят назвать все, что не Москва – дырой в земле (а Пермь, к примеру, именуют даже дном дыры, но Екатеринбург при этом называют вполне приличным городом, в котором «даже можно жить»), но такие слова почему-то не воспринимаются как обидные. Сдается мне, что они вызваны не презрением к другим городам или к их жителям, а, скорее, особенной любовью к своей родной Москве.
Жителю Екатеринбурга, говорящему о снобизме жителя Москвы, стоило бы посмотреть и на себя. Вот ты, екатеринбуржец, ругающий условного москвича за снобизм, сам-то не сноб ли? Сколько раз в неделю ты презрительно говоришь «областники» про жителей соседних городков, приехавших в «Ашан» за продуктами? Вот и не надо после этого удивляться, если вдруг кто-то в Москве презрительно скажет тебе, что ты тут понаехал.
Далее. «Пробки, давка в метро и хачи на улицах» – таков обычный набор представлений о Москве у типичного екатеринбуржца. При этом, типичный екатеринбуржец, как известно, ругает екатеринбургские пробки, но втайне гордится тем, что они уже почти сравнялись с московскими. Он мечтает, чтобы в городе уже наконец-то прокопали метро всюду и любит рассказывать о том, как съездил в район Таганского ряда и не увидел ни одного русского лица.
Другая претензия жителей Екатеринбурга к Москве – злые и неприветливые люди на улицах. Иду, мол, я по Тверской, а там каждый встречный с таким лицом, будто меня убить готов. Я стесняюсь, спросить, а в Екатеринбурге вы на проспекте Ленина много добродушных людей видите?
Почему-то у жителей «остальной России» принято считать, что Москва – это какая-то другая страна. С другими проблемами и с другими людьми. Однако это, кажется, тот случай, когда «остальная Россия» бревна в своем глазу не замечает, считая, что уж в родном-то селе люди поприветливее будут.
Жители России не хотят выглядеть провинциалами, но при этом старательно дистанцируются от столицы, тем самым, конечно же, свою провинциальность выпячивая. Человек, ругающий москвича за равнодушие к событиям в других городах, сам точно так же не интересуется московской (читай – федеральной во многих случаях) повесткой, изо всех сил воплощая таким образом в жизнь тезис «Москва – не Россия» с обратной стороны. А если подумать, то эта проблема равнодушия выходит далеко за рамки противопоставления «столица/не столица». Большинству из нас неинтересно даже то, что происходит в соседнем городе, а иногда даже и то, что делается в городе родном.
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».