AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Эффект неожиданности. «А зори здесь тихие» – новая экранизация повести Бориса Васильева Коллективная рецензия «НР»

Рождение звезд

Максим Бородин, корреспондент «Нового Региона»

Как делается современное патриотическое кино в России? Во-первых, нужно, чтобы Мединский дал денег на фильм. Во-вторых, чтобы, вдруг, по волшебству, Вова Путин фильм поглядел и пустил слезинку. Тогда Мединский денег даст точно. А чтобы фильм смотрелся, как у проклятых амеров, надо туда зафигачить спецэффектов и снять его в 3D. Так и бюджет лучше осваивается и вообще. Пусть Мединский убедится, что все круто – фильм не про Рашку-говняшку, а про то, как мы встаем с колен, и денег даст точно.

Примерно так я представлял себе съемки кино в России, и шел на «А зори здесь тихие» (снятый в 3D) с ожиданием пафоса, скучного сюжета, героизма, попытки переплюнуть оригинал, тупых актеров и нафталиновых режиссерских находок. И концепция, выстроенная в голове, рухнула. Вдруг. Неожиданно. Махом.

Я понял, что в России появились талантливые фильмы, от которых, казалось бы, несет заказухой и конъюнктурщиной, а на деле стал свидетелем рождения двух звезд.

Кто у нас знает режиссера Рената Давлетьярова? «Кинопоиск» сообщает о том, что он сценарист фильма «Любовь-морковь» и «Любовь-морковь-3».Шедевры, ага. Сделали имя кинодеятелю. Еще он известен супружеством с Женей Малаховой – экс-солисткой группы «Reflex». Кому известен актер Петр Федоров, сыгравший в фильме старшину Васкова? Он играл в фильме «Ёлки-3» и был любимцем у Бондарчука – младшего. «Обитаемый остров» и «Сталинград». Фильмы, у которых вы не вспомните ни сюжета, ни лиц актеров. Кому на хрен нужен этот парень, когда все обсуждают Данилу Козловского и его новые проекты?

115 минут «А зори здесь тихие» сливают эти рассуждения в толчок.

Режиссура отличная. В оригинале каждая из героинь коротко рассказывала о своем прошлом – два-три слова, раскрывающих ее характер. Здесь каждая история экранизирована в виде короткой истории. И это совсем не напрягает. А напротив, заставляет смотреть на девочек не как на глянцевую картинку – актрисы Кристина Асмус, Женя Малахова, ну, вы поняли. Нет – за каждой стоит, что-то настолько человечное, что заставляет забыть и «Интернов» и клипы «Рефлекса». Мы видим актрис, а не глянцевые образы.

Асмус – Галя Четвертак. Детдомовка. Лгущая всем, что у нее мама медицинский работник. Не пафосная героиня, нет. Ребенок с изломанной судьбой, которая погибает, испугавшись немцев. От страха попыталась убежать – получила очередь в спину. Ребенок, которого убивают матерые диверсанты. У Давлетьярова здесь нет героического пафоса – просто нелепость. Страх и нелепость. И здесь Асмус – это просто Галя Четвертак, девочка, которая могла стать матерью, как говорил старшина Васков. И наблюдая за сценой убийства, мы видим Галю Четвертак, а не жену Гарика Бульдога Харламова и Варю из «Интернов» . Здесь, Асмус показывает себя как великолепная актриса, второго плана. Актриса, а не персонаж глянцевых журналов.

Женя Малахова. В фильме – Женя Комелькова. Та самая, что повторяет Ольгу Остроумову из первых «Зорь». Помните сцену в бане – с обнаженным девушками? «У тебя кожа как у русалки просвечивает». Да здесь девушки обнажены – звезды из журнала «Махim». И красота тел живописуется несколько минут. И режиссер делает это намеренно. В отличие от Остроумовой, из Малаховой сделали более сексуальный персонаж, бросающий на старшину Васкова совсем недвусмысленные взгляды. И эта неприкрытая сексуальность, вычеркнутая когда-то советским пуританством, делает только страшнее смерть героинь, когда женская грудь сталкивается с отточенным ножом немецкого диверсанта. Когда обладательницу безумно красивого тела бездушно расстреливают в лесу, как куклу.

Но, по – сути, каждая героиня – это персонаж второго плана. Судьбы каждой нужны для игры главного героя. Федот Васков – тот самый бондарчуковский парень со стильной небритостью. Петр Федоров. И этот парень, в отличие от бездушного «Сталинграда» показывает, что ничуть не слабее Андрея Мартынова. И даже наоборот – своего героя он увидел другим. Если Васков Мартынова – это эдакий простецкий мужик, в годах, которого солдатки троллят заигрываниями. Васков у Федорова – просто молодой парень, который откровенно не может справиться с женщинами, и по нему видно, что он кто угодно, но только не лидер.

И только появление фашистов, отбрасывает все его комплексы, и мы видим даже не командира и подчиненных. Мы видим парня, ставшего мужчиной, которого окружают испуганные женщины. И он готов жизнь отдать только для того, чтобы они выжили. Бывший неудачник становится героем. И если в советских «Зорях» он плачет, обнимая и говорит «Эх, девчоночки, вы мои, девчоночки» как отец, здесь он называет солдаток сестренками.

И это не случайно, Васков у Давлетьярова, думается, намеренно моложе. Мы не видим отца, защищающего дочек. Это его сестренки. Практически ровесницы. И ему тоже страшно.

Фильм снят в 3D. Я думал, именно ради пошлых спецэффектов – ну помните все мои бла, бла, бла про Мединского. Нет. Мы просто видим объемную картинку, которая добавляет эффект присутствия. И убийства молодых девчонок, трехмерным изображением делают нас не зрителями, а свидетелями преступления.

Мне кажется мы увидели рождение двух звезд – режиссера Рената Давлетьярова и актера Петра Федорова.

Мне сложно, ведь приходится постоянно сравнивать фильм с классическим «А зори здесь тихие». Пока я не прочитал интервью режиссера. Он сказал простую вещь – мы снимали не по советскому сценарию, а по самой книге.

Борис Васильев. «А зори здесь тихие».

Плакать нужно

Майя Пакулова, корреспондент «Нового Региона»

Я шла в кино с нотой скептичности – после просмотренной меньше месяца назад «Битвы за Севастополь», вымороченного, пустого кино. Но с первых кадров буквально обомлела. И это состояние не ушло на протяжении всего фильма. Основной прием, вполне объяснимый для любого военного фильма – как было до и как сейчас, здесь производит по-настоящему щемящее впечатление: могучая красота природы, нейтральная или использованная врагом с целью убить тебя, девочки, с их историями и их командир, легкие простые фразы – с учетом обстоятельств превращающиеся в разговор о смысле жизни.

Как известно, начинается все с «благости» далекой заставы. По-комедийному веселые сцены. То ли Чонкин, то ли Бумбараш в памяти всплывают. И все эти женская «возня» – «а к кому это ты по ночам бегаешь, «ой смотрите, влюбилась, бедная Лиза», «а как же полковник? он ведь женат» – разбивается об ответы, далекие от бабских сцен, выдающие трагедии и характеры. Бешенное молчание Риты, детское убегание Лизы и дерзкий ответ Женечки Комельковой командиру «сейчас морали читать будешь или после отбоя?». Ироничная картинка военной сумасбродицы. Которая моментально ломается с появлением самолета врагов – ты не ожидаешь от этих просто женских человечков таких слаженных действий, отточенных движений, моментального принятия решений. И, результатов, конечно – сбить из зенитки парашютиста!

5 героинь, 5 женских судеб, 5 Россий, 5 разных историй, соединяющих то, что было до войны, и что стало с ее началом.

Женя Комелькова (Женя Малахова). Талантливая красавица из тогда «высшего военного цвета», увидевшая сцену расстрела мамы с младшей сестренкой и братишкой из окна дома спрятавшей ее соседки, за дерзкими смешочками и двусмысленными замечаниями скрывающей свою трагедию. И как почувствовала она такую же боль Васкова в кратком рассказе про его семейную жизнь, и поняла неуместность подковырок из разряда «А вы женаты?».

Лиза Бричкина (Софья Лебедева). Ее история– крестьянская, намазанная несколькими сценами – отправка семьи в Сибирь, первая влюбленность в заезжего гостя – сильного, умного и мудрого, и вера в простое женское счастье. А тут Федот Евграфович – такой же, да еще и оценивший ее крестьянскую сноровку. Не влюбиться невозможно.

Соня Гурвич (Агния Кузнецова). Еврейка, отличница и, в сущности, еще маленькая девочка, которая без задней мысли «Я сейчас принесу – я быстро». Здесь backoff – сцены из концлагеря, где находится ее мать, всего-то на пару минут, но рисующей сразу все – от бесчеловечных условий до брезгливого пинка в спину старой женщине и расстрела.

Рита Осянина (Анастасия Микульчина). Прямая и правильная, цельная и умная. Любимого мужа убивают у нее на глазах 22 июня при нападении на заставу. Последний обмен взглядами, сцена с кормлением ребенка и вполоборота к зашедшему мужу, и столько света из окна на полуобнаженную. Это все до. А сейчас – тихая и беспощадная ненависть, собранность и деловитость. И последний поцелуй. Хоть немножко вспомнить про счастливую жизнь ДО войны.

Галя Четвертак (Кристина Асмус). Тоже история, как девочка из обычной жизни попадает в приют одинаково побритыми обитателями, с надзирательницами и взглядами, оценивающими «а что бы с тебя можно было бы поиметь полезного». Или детский дом, куда привезли Галечку, где она, маленькая красавица, вдруг стала чудищем, похожим на всех остальных. Откуда ж взяться смелости да воле – коли привито за подростковые годы «выжить за счет других». И как спокойно, мудро утешает ее Васков.

Петр Федоров, сыгравший старшину, шестого героя, вокруг которого закручиваются уже главные, военные сцены, справился с задачей мастерски. Создав образ вот этого обычного мужика со всей «внутренней интеллигенцией» и мужской сноровкой, на какую возможен, бесконечное понимание людей и его «подопечных», которым когда совет дать, а когда и прикрикнуть, и постоянные размышления вслух про людей, про войну, про этих девчонок, с которыми свели его обстоятельства.

Удивительно, что хотя клише в новом «А зори здесь тихие» предостаточно, смотрятся они органично, они не коробят, а подчеркивают нужный в данный момент накал сцены. Поэтому так много всех этих заезжающих в хату танков, падающих лошадей, кормящей ребенка матери, озаренной светом из окна и подобных расхожих видеообразов, вызывающих уже определенную эмоцию. Природа, которая предсказуемо должна играть здесь роль не только связующего элемента, но и смыслообразующего, впечатляет не меньше стрельбы. «Какая же здесь тишина!» – невозможная нирвана во время войны. Нет тишины – она там, в прежней жизни. Сейчас она – только инструмент выживания. «А зори здесь тихие. Воздух влажный, плотный. Каждая фраза на 5 верст разносится… Так что потише...».

За всем этим больше, чем война. «Сломанные судьбы людей», «разоренная страна», «сотни убитых и раненных» – Эти фразы из газет и с экранов с детства заседают в голове, и ты относишься к ним уже как фону, абсолютно не вникая в смысл. В фильме нет таких фраз, но они вдруг всплывают в голове во время просмотра и раскрываются совсем с другой глубиной. Новый фильм по произведению Бориса Васильева стоит того, чтобы его увидеть. И подумать. И поплакать. Думаю, хорошее кино про войну ДОЛЖНО вызывать слезы, а если этого не происходит – то или кино «так себе», или с тобой что-то не так.

© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Урал, Авторская колонка, Культура, Общество, Россия,