«В центре внимания» как видеопособие для студентов журфака Рецензия тележурналиста Максима Бородина
В одной из своих книг покойный Том Клэнси устами одного из героев описывал дипломатическую работу так: «Наблюдать за переговорами дипломатов не интереснее, чем смотреть на то как сохнет краска на стене».
Фильм «В центре внимания», хоть и о журналистах, а не дипломатах, но при этом является отличной видеоиллюстрацией к фразе. Малопонятный сюжет, отсутствие ярких персонажей и неожиданных сюжетных поворотов. Только работа, работа журналистов, проводящих расследование.
По сюжету фильма, в газете «Boston globe» меняется редактор, который поручает своим подчиненным расследовать дело, связанное с местным католическим падре. Его подозревают в развращении нескольких малолетних. В ходе расследования журналисты узнают, что таких священнослужителей в городе не меньше пятидесяти. Газетчики опрашивают уже выросших жертв священников, намереваясь предать все огласке.
Жертвы блеклые и незаметные и напоминают героев третьесортных компьютерных квестов. Вот журналистка общается с одной их жертв педофила в мантии. Тот размеренным тоном рассказывает о сексуальном насилии в отношении себя. Только под самый конец просит «наказать этих ублюдков».
Другой персонаж оказывается геем, минут пять экранного времени он рассказывает о пути общения с батюшкой. От душеспасительных бесед до минета. При этом педофила вспоминает почти с ностальгией. Как же – ведь именно священник рассказал ему, что быть геем – это нормально. Это едва ли не самый яркий момент фильма.
По идее фильм должен привлекать зрителя хотя бы благодаря актерскому составу – Майкл Китон, Лив Шрайбер, Рейчел МакАдамс и т.д.
Игра в борцов за справедливость должна была бы скрасить достаточно убогий сценарий, повторяющий реальную повседневную, довольно скучную работу журналистов-газетчиков.
Вместо этого каждый играет одну и ту же роль и если бы мы поменяли актеров местами, то разницы бы не заметили. У каждого один и тот же образ – Честный И Принципиальный Журналист.
Справедливости ради стоит сказать, что режиссура у фильма не самая слабая. Коллеги- журналисты поймут. Том МакКарти сосредоточился над сюжетом детективной драмы, совершенно не отвлекаясь на личную жизнь персонажей. Благодаря этому, фильм напоминает качественно сделанное пособие для студентов журфаков. Но не больше.
Обычному, среднестатистическому зрителю интересна еще и динамика разворачивающегося сюжета.
Фильм поневоле вызывает аналогии с «State of play»(«Большая игра» в российском прокате) Кевина Макдональда с Расселом Кроу и Рейчел МакАдамс в главных ролях. Так совпало, что последняя играет в обоих фильмах журналистку. В первом фильме мы видим юную барышню, которая пишет про звезд и волею главного редактора становится журналистом-расследователем, которого могут и убить. Героиня взрослеет на наших глазах. И становится интересно, насколько еще изменится персонаж, продолжающий расследование.
«В центре внимания» нам показывает, по сути, куклу-статиста, умеющую когда надо белозубо улыбнуться. Кукла занимается тем, что опрашивает свидетелей, хладнокровно выслушивая истории их совращения.
Фильм предельно реалистичен, возможно и потому, что основан он на реальных событиях. Журналисты не высказывают эмоций, просто потому, что их не испытывают. Эмоции возникают только на первом трупе, а здесь мы видим матерых «Акул пера», которые демонстрируют острые зубы буднично, обыденно и повседневно, не впуская в себя эмоции спикеров.
«В центре внимания» – это монотонное изложение с достаточно сухим содержанием, вызывающее желание уснуть в первые же полчаса. Фильм получил шесть номинаций на «Оскар». Вне всякого сомнения, пару статуэток от жюри он все-таки получит.
Левые интеллектуалы из киноакадемии любят подобное зрелище.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2016, РИА «Новый День»