AMP18+

Дальний Восток

/

Жители Курильского острова стали его узниками Свободу передвижения жителям Итурупа выдают по талонам от ЗАО «Гидрострой»

Жители острова Итуруп на Курилах стали узниками острова из-за халатности чиновников.

По их словам, остров невозможно покинуть из-за того, что выезд здесь с некоторых пор стал строго по талонам, которые выдают от ЗАО «Гидрострой». В очередь за талонами становятся с раннего утра, несмотря на непогоду.

Каждый талон – это крошечная, похожая на кассовый чек, бумажка с надписью «ЗАО Гидрострой», ИННом, датой и ценой – 120.00. Попасть по этому талону можно только на один приходящий сюда теплоход «Игорь Фархутдинов».

По словам местных жителей, ждать отъезда приходится месяцами. ««Гидрострой» как решит, так и будет. Может вообще ни одного талона не продать», – говорят они.

Конкуренцию местным составляют туристы и «приближенные» к «Гидрострою».

Предварительная продажа билетов или какая-либо предварительная запись на теплоход на острове не осуществляется. Нет даже билетной кассы как таковой. После высадки пассажиров, следующих на Итуруп, на «Игоре Фархутдинове» обычно бывает в наличии около 40-50 посадочных мест, на которые могут претендовать желающие покинуть остров. Таких желающих нередко гораздо больше.

При этом плашкоутная служба в портпункте «Курильск» принадлежит именно «ЗАО Гидрострой», и ни один пассажир с Итурупа не может оказаться на теплоходе «Игорь Фархутдинов» без ее посредничества.

Справка: ЗАО «Гидрострой» – одно из крупнейших предприятий Сахалинской области. Для Итурупа является градообразующим. Создатель финансово-промышленной группы, в которую входят как собственные производственные подразделения, так и предприятия дочерних обществ: ЗАО «Курильский рыбак», АО «Рейдово», ЗАО «Крабозаводск». Основные виды деятельности – строительство, добыча и производство рыбной продукции.

ЗАО предоставляет рабочие места не только жителям острова, но и сезонным рабочим с Сахалина и материка. «Гидрострою» принадлежат 17 рыболовецких судов различного класса, несколько причалов и цехов по переработке рыбы. Общество распоряжается солидным парком строительного оборудования. Причем строит не только для себя, но и выполняет подрядные ремонтно-строительные и монтажные работы на муниципальных и государственных объектах. В рамках Федеральной программы развития Курильских островов ЗАО «Гидрострой» ведет реконструкцию портпункта «Курильск», принимает участие в строительстве геотермальной электростанции. Осуществляет капитальный ремонт объектов социальной сферы – детского сада, районной больницы и других. «Гидрострой» построил и взял на себя все расходы по содержанию спортивного комплекса, пользоваться которым может бесплатно любой житель Курильска и окрестностей. На средства компании оборудованы и красиво отделаны курорты с природной термальной водой – «Ванночки» и «Вулкан Баранского». Теперь это любимые места отдыха как местных жителей, так и гостей Итурупа.

Существование ЗАО «Гидрострой» – просто счастье для острова. Это понимают все, а лучше всего – местная администрация, которая предпочитает общаться с руководством компании только в форме ходатайства или просьбы.

Стоит отметить, что ситуация с плашкоутными талонами не круглый год такая. Скажем, в марте или апреле покинуть остров на теплоходе «Игорь Фархутдинов» может каждый. Серьезные проблемы начинаются в конце лета и осенью, когда заканчивается путина, и с Итурупа уезжают сотни сезонных рабочих. Тогда местные жители становятся для ЗАО «Гидрострой» лишними людьми.

Остров Итуруп – самый крупный из южных Курил. По данным переписи 2010 года его население составляет примерно 6 тысяч человек. Самый большой населенный пункт – город Курильск, центр муниципального образования Курильский городской округ. Органы законодательной и исполнительной власти – Собрание и Администрация.

Регулярным транспортным сообщением Итуруп связан только с островом Сахалин и соседними Курильскими островами. Самолеты авиакомпании «SAT» летают в Южно-Курильск. На теплоходе «Игорь Фархутдинов», принадлежащем компании «МК Сахалин-Курилы», можно отбыть в порт Корсаков или в портпункты Кунашира и Шикотана. Ни с какими другими портами нашей страны Итуруп пассажирским сообщением не связан, и никакие другие транспортные компании и суда его не обслуживают.

В разгар туристического сезона и во время путины, когда на Курилы едут сезонные рабочие, спрос на транспортные услуги во много раз превышает предложение, но ситуация остается такой же.

В сезон, чтобы добраться с Итурупа до Корсакова, за койку в четырехместной каюте нужно заплатить около 4000 рублей.

«Буревестник» – единственный аэропорт Итурупа – расположен на тихоокеанской стороне острова. Летом здесь обычно висит густой туман, а зимой бушуют метели. Оснащен аэропорт по слову техники 1979 года и способен принимать небольшие гражданские самолеты только днем и только в хорошую погоду, которая случается на острове крайне редко.

Если с утра погода летная, то к обеду она уже может перестать ею быть. Администрации аэропорта нередко приходится откладывать на неопределенный срок или вовсе отменять объявленный рейс. А порой никаких самолетов из Южно-Сахалинска нет неделями.

Судно «Игорь Фархутдинов» тоже зависит от погоды. Стоит отметить, что добраться к теплоходу, порой, бывает нелегко: на Итурупе нет глубоководного причала. Посадка и высадка пассажиров производится только через плашкоут – довольно утлую баржу, плавание на которой по волнам к трапу теплохода легко может превратиться в экстремальную водную процедуру с риском для жизни. Поэтому, зачастую, «Игорь Фархутдинов», постояв на рейде Итурупа, снимается с якоря и скрывается в тумане, так и не взяв на борт ни одного пассажира.

Самое неприятное ощущение у простого жителя Итурупа в данной ситуации – полная неизвестность. Когда удастся урвать счастливый талончик?

Надо отметить, что положение жителей соседних с Итурупом островов – Кунашира и Шикотана – не столь тяжелое. Эти острова не в меньшей степени зависят от «Игоря Фархутдинова», а Шикотан даже в большей, так как на этом острове никакого аэропорта нет. Но как на Кунашире, так и на Шикотане, существует система предварительной записи на теплоход, причем записаться заранее можно на конкретное число и с большой долей вероятности покинуть остров именно в тот «теплоходный день», или, если не хватит мест, в следующий. Почему такой же системы нет на Итурупе? Потому, что она не нужна всесильному ЗАО «Гидрострой», которому удобно распоряжаться местами на теплоходе по своему усмотрению.

Жители Итурупа пытались бороться. По рассказам очевидцев, как-то раз разъяренная толпа взяла плашкоут штурмом. При этом несколько человек упали в море, и ситуация чуть не обернулась трагедией. Охранная служба «Гидростроя» быстро навела порядок, и заветных талонов «восставшие» все равно не получили.

Жители острова писали министру транспорта, связи и дорожного хозяйства Сахалинской области Владимиру Дегтяреву.

Но на Итурупе этим письмам еще не вняли.

Юлия Дунаева

Южно-Курильск, Дарья Неклюдова

© 2011, «Новый Регион – Дальний Восток»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм,