Надежды «Газпрома» на рост потребления газа в Европе из-за закрытия атомных станций после аварии на японской «Фукусиме» могут не оправдаться. Представители концерна рассчитывали, что в ближайшие 10 лет потенциальный дефицит газа в Европе составит около 300-400 млрд кубометров. Но Германия готова заменить свои АЭС чем угодно, только не российским газом, потратив около 200 млрд евро на мегапроект по строительству ветряных электростанций. Вопрос лишь в том, как быстро эти планы могут быть реализованы, пишет «Независимая газета».
Канцлер ФРГ Ангела Меркель планирует развить сеть офшорных ветряных электростанций, общая площадь которых в шесть раз превысит размеры Нью-Йорка, а длина линий электропередачи, если их вытянуть в одну прямую, может протянуться от Лондона до Багдада, сообщило на днях агентство Bloomberg. Реализация проекта оценивается в 200 млрд евро, или 8% от ВВП страны по итогам 2011 года.
Необходимость создания столь крупной сети ветряных электростанций обусловлена намерениями Германии отказаться от использования 17 атомных реакторов, вырабатывающих пятую часть электроэнергии в стране. «Если Германия успешно реализует проект, она может стать образцом для подражания для других стран. Если это не удастся, то это будет катастрофой для политиков, общества и экономики Германии», – считает аналитик исследовательского института DIW Клаудия Кемферт (Берлин).
Напомним, что Германия объявила о намерении отказаться от ядерной энергетики и закрыть все АЭС в стране к 2022 году после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» в марте прошлого года.
На первый взгляд ситуация с отказом от атомной энергетики сыграет на руку России, доходы от экспорта углеводородов для которой являются одним из важнейших источников наполнения бюджета. В прошлом году премьер Владимир Путин, а затем глава «Газпрома» Алексей Миллер заявляли о возможности создания дополнительных ниток в рамках уже существующего коридора газопровода «Северный поток». Впрочем, замглавы «Газпрома» Александр Медведев пояснял, что перспективы строительства третьей ветки «Северного потока» будут зависеть от спроса на газ в Европе.
В ближайшие 10 лет «Газпром» ожидает стабильного – на уровне 300-400 млрд кубометров – дефицита газа в Европе и роста спроса на газ (в первую очередь сжиженный) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Удовлетворить растущий спрос концерн намерен, инвестируя в свое развитие в среднем 700-900 млрд рублей в год, и основные вложения будут направлены на освоение Ямала, Штокмана и Восточной Сибири. В планах «Газпрома» – увеличение добычи в 2012 году до 528 млрд, а 2030 году – до 750 млрд кубометров газа.
Независимые эксперты видят несколько сценариев развития европейской энергетики. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что, провозгласив планы по полному отказу от атомной энергии к 2022 году, Германия поставила себя в довольно тяжелое положение. «Это касается самой богатой и промышленно развитой федеральной земли – Баварии, где на долю АЭС приходится около 60% энергобаланса, – отмечает эксперт. – В настоящее время альтернативные источники энергии в Баварии развиты очень слабо. Ветровые парки расположены в основном на севере страны, однако при транспортировке энергии на юг – в Баварию – образуются гигантские потери, что сделает ветряной проект неэффективным. Выработка электроэнергии с помощью ветряков происходит неравномерно (ветер может дуть либо сильно, либо слабо), поэтому необходимо развивать технологии хранения электроэнергии, чего пока не удается делать в больших масштабах». И пока нет окончательной ясности с проектом ветряных электростанций, заморачиваться со строительством третьей ветки «Северного потока» никто не будет, считает Правосудов.
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин по отношению к ветряным ресурсам настроен куда более оптимистично. «Как минимум половина из заявленного Германией проекта осуществима, а в лучшем случае программа будет реализована полностью, – считает он. – Так что надежды «Газпрома» на то, что он заместит мощности немецких АЭС своим газом, весьма призрачны. Германия постарается заместить их энергией ветра, угля, но только не российским газом».
Старший инженер «Инжиниринговой компании «2К» Андрей Правдин отмечает, что немецкий проект предполагает приобретение 5 тыс ветряных турбин. «Сейчас уже появились турбины мощностью до 6 МВт. Есть и проекты турбин, которые позволят генерировать до 1 ГВт, – продолжает он. – Учитывая, что ветряной проект Германии будет долгосрочным, не исключено, что в завершающей стадии будут использоваться гораздо более мощные ветряные турбины нового поколения. Поэтому сейчас рассчитать общую мощность проекта довольно сложно. Вряд ли она будет менее 30 ГВт, что позволит Германии по меньшей мере полностью заменить энергию, которая вырабатывалась на АЭС страны. Если же ветряки будут генерировать больше, то ветряная энергетика может заменить не только закрывающиеся АЭС, но и стать альтернативой другим энергоносителям, в том числе и российскому газу».
Между тем говорить об эффективности ветряного проекта пока рано, считает Правдин. «Однако если реализация ветряной программы будет завершена успешно, это может стать поворотным моментом для всей мировой энергетики, – полагает аналитик. – В этом случае первыми успешный опыт Германии будут перенимать европейские страны, а также не стесненный в средствах Китай. А именно эти рынки сейчас являются ключевыми для российских энергоносителей. Таким образом, в перспективе спрос на сырьевые товары из России может серьезно снизиться», – считает эксперт.
Москва, Анастасия Смирнова
Москва. Другие новости 22.03.12
Цены на нефть упали более чем на доллар. WTI опустилась до $105, Brent – до $123. / Адвокат Мавроди вернул больнице дорогостоящий аппарат. / Минэкономразвития: «Газпрому» нужно умерить свой аппетит. Дополнительного роста тарифов на 26% не будет. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».