Правительство РФ не против запретить аборты. Но только хирургические Конституцию для эмбрионов переписывать не будут
Инициаторы запрета абортов в России получили отзыв правительства на свой законопроект о запрете противозачаточных таблеток, искусственного прерывания беременности и введении уголовной ответственности за эту операцию для всех участников: обоих супругов и медиков. Отзыв правительства оказался отрицательным. Но так как в Белом доме указали лишь на недопустимость отдельных пунктов, сторонники запрета считают, что из законопроект будет принят: если противники абортов уступят, отказавшись запрещать медикаментозное прерывание беременности на ранних сроках и противозачаточные таблетки. Впрочем, для «православной общественности» и РПЦ это может стать непреодолимым препятствием, так как означает отказ от фундаменталистского тезиса, что жизнь возникает в момент зачатия.
Законопроект о запрете абортов в России выдвинут депутатом от «Единой России» Евгением Федоровым и разработан при участии РПЦ и различных общественных организаций воцерковленных граждан. Он предполагает полный запрет искусственного прерывания беременности. Исключение сделано лишь для абортов по медицинским показателям, но лишь отчасти: в случае, когда беременность угрожает жизни матери и при этом не против будущий отец. За нарушение запрета предусмотрена уголовная ответственность: год лишения свободы для матери, отца и медиков, проводивших операцию.
Правительство РФ дало отрицательное заключение на законопроект. «Предлагаемое правовое регулирование приведет к таким негативным последствиям, как невозможность осуществлять медицинское вмешательство, необходимое для спасения жизни матери и влекущее за собой прерывание беременности, при отсутствии согласия супруга либо невозможности его получения (в том числе в случае отсутствия супруга у женщины). Это противоречит закрепленному Федеральным законом принципу недопустимости отказа в оказании медицинской помощи», говорится в отзыве правительства за подписью первого вице-премьера Сергея Приходько.
Еще один пункт, на который обратили внимание в правительстве – это запрет противозачаточных гормональных препаратов и «химических абортов». «Такой запрет может привести к росту числа гинекологических заболеваний, поскольку эти препараты входят в состав лекарственных средств, используемых для профилактики и лечения таких заболеваний», заметили в правительстве.
Еще одним правовым недостатком законопроекта является предложение ввести запрет на оборот лекарственных препаратов дл искусственного прерывания беременности. «Такой запрет не позволит использовать данные лекарственные препараты в целях проведения допускаемого законопроектом искусственного прерывания беременности, необходимого для спасения жизни матери», указано в отзыве. Кроме того, УК РФ уже содержит статью, 234, в которой прописаны меры наказания за незаконный оборот в целях сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ. Эта же статья устанавливает уголовную ответственность за использование таких веществ, если это повлекло существенный вред.
Отрицательный отзыв правительства обнадежил инициаторов запрета абортов: они указывают, что критике подверглась лишь часть положений законопроекта, но не сама суть. То есть «вестники религиозного фундаментализма» считают, что правительство готово поддержать запрет абортов и уголовную ответственность за них, если авторы законопроекта представят доработанную версию документа.
«По сути критики почти нет. Думали, что будут писать о том, что запрет на аборты приведет к росту женской смертности от криминальных абортов, но об этом тоже нет ни слова» – приводит «Газета.ru» слова главы движения против абортов «Воины жизни» Дмитрия Баранова.
По версии «Газеты.Ru», правительство одобрило часть положений законопроекта. Например, отказ оплачивать аборты по ОМС. На эти цели ежегодно тратится около 6 миллиардов рублей из средств ОМС, при том, что по медицинским показаниям проводится лишь 4-6% операций.
При этом в самой Госдуме не было единства даже по этому пункту законопроекта. Ольга Пономарева, эксперт рабочей группы Госдумы по противоабортным поправкам, отмечает, что вокруг этого положения также были нешуточные споры. Против исключения госфинансирования абортов выступает глава профильного комитета Елена Мизулина. Эксперты думского комитета по охране здоровья этот пункт поддерживают и считают его «отвечающим запросам общества». «Люди не хотят из своих налогов оплачивать убийства» – поясняет противница прерывания беременности Пономарева.
Отметим, что думский эксперт Пономарева лишь транслирует точку зрения патриарха Кирилла, который в январе предложил исключить аборты из ОМС. «Тот довод, что, мол, увеличится количество подпольных операций, – это чепуха. За них тоже платят деньги. Цена легальной детоубийственной операции должна быть такой же, как и подпольной. Но не за счет налогоплательщиков», – заявил священнослужитель в ходе выступления перед депутатами Госдумы. Он назвал аборты «одной из главных бед России». По мнению Патриарха, если удастся в два раза сократить количество абортов, в России начнется «устойчивый и мощный демографический рост». Отметим, что глава РПЦ кровно заинтересован выведении абортов из системы ОМС. Запрет на бесплатное прерывание беременности ударит, в первую очередь, по малообеспеченным слоям населения, а именно на эту категорию граждан делает ставку РПЦ в деле увеличения влияния и количества прихожан.
Оптимизм сторонников законопроекта вызывает то, что правительство возразило по существу лишь против запрета «химических», то есть, медикаментозных абортов на ранних сроках беременности. Против уголовной ответственности за хирургическое прерывание беременности в отзыве правительства не говорилось. То есть, чтобы провести этот законопроект, авторам достаточно отказаться от части его положений. Но для религиозных фундаменталистов, которыми являются значительная часть противников абортов, это может оказаться непреодолимым препятствием.
Дело в том, что «православная общественность» декларирует: «Жизнь человека возникает в момент зачатия». Именно такой тезис был принят собором, прошедшим в ХСС в ноябре 2014 года и посвященном теме абортов. Участники собора призвали изменить Конституцию, чтобы закрепить в ней этот тезис. Таким образом, отказ от запрета на медикаментозное прерывание беременности на первых неделях существования эмбриона означает отказ от религиозной основы поправок в законодательство. И перевод дискуссии в медицинско-правовое русло, что для религиозной общественности может быть неприемлемо. Кроме того, по статистике лишь треть всех абортов в России являются хирургическими: в большинстве случаев нежелательная беременность прерывается на ранних сроках с помощью медикаментов и в домашних условиях.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».