Борьба с ВИЧ оказалась политическим делом, «направленным на развал России» Минюст объявляет иностранными агентами все организации, что пытаются остановить эпидемию
Пензенское НКО «Панацея», занимавшееся профилактикой СПИД в одном из самых эпидемиологически неблагополучных регионов, объявило о самоликвидации из-за давления местных прокуроров. По мнению прокурора Кузнецка, борьба с ВИЧ-инфекцией базируется на «принципах идеологии постлиберализма», потому является делом политическим.
Пензенская региональная общественная организация по профилактике негативных явлений среди молодежи «Панацея» подала в органы Минюста заявление о самоликвидации, сообщает «Интерфакс». Сегодня было первое заседание суда по иску прокуратуры Кузнецка о признании «Панацеи» иностранным агентом. Дело было прекращено в ходе первого же заседания, так как руководитель «Панацеи» Дарья Антонова направила в Минюст документы о самоликвидации НКО.
Региональная молодежная общественная организация «Панацея» работает в Кузнецке с 2012 года. Первоначально она занималась просветительской работой в школах и колледжах города – активисты проводили открытые уроки о важности правильного питания и здорового образа жизни. Позже «Панацея» занялась помощью страдающим наркоманией. В 2013 году НКО получила грант в миллион рублей. На эти деньги организация закупила 100 тысяч шприцев и 10 тысяч Кузнецка. За год медик бесплатно раздал их пациентам из группы риска – в основном потребителям инъекционных наркотиков.
«Это обычные противоэпидемические мероприятия, других средств профилактики просто нет. Такой подход принят во всем мире: раз мы не можем заставить людей изменить свое поведение, то хотя бы снизим вред для окружающих. Если наркозависимые каждый раз будут пользоваться стерильным шприцем, это затормозит распространение инфекции» – приводит «Коммерсант» пояснения Антоновой.
Именно в Кузнецке и Кузнецком районе сложилась наиболее критическая ситуация с ВИЧ-инфекцией. В первой половине 2015 года в Пензенской области в среднем на 100 тысяч человек было 179 заболевших. В Кузнецке – 442. Больше половины новых носителей ВИЧ (51%) заразились при гетеросексуальных контактах, 47% – при употреблении наркотиков внутривенно. 1,7% стали носителями ВИЧ после гомосексуальных контактов.
Эти данные статистики не помешали прокурору Кузнецка Алексею Аношину и его эксперту, декану юрфака Пензенского госуниверситета Виталию Гошуляку заявить в письменной форме: «Раздача презервативов и шприцев является косвенной, а подчас и прямой пропагандой наркотиков и гей-культуры». Лично прокурору принадлежит формулировка о том, что организация, которая борется с распространением СПИДа, получает иностранное финансирование, чтобы «насаждать порядки, противоречащие интересам России». В исковом заявлении прокурор Аношин указал: «Деятельность НКО... не только не согласовывается с российскими властями, но и вступает в серьезное противоречие с государственной политикой в сфере профилактики наркомании и СПИДа... Следовательно, это не гуманитарный, а идеологический и даже политический проект».
«В мае меня вызвал прокурор Кузнецка Алексей Аношин... Сказал, есть установка на выявление иностранных агентов» – рассказала Антонова.
Технически, основание для причисления «Панацеи» к иностранным агентам нашлось в системе финансирования этой НКО. Одной из крупнейших действовавших в России организаций профилактики СПИДа было некоммерческое партнерство ЭСВЕРО. Оно объединяло 14 НКО. На сайте ЭСВЕРО указано, что его деятельность финансируют Европейская комиссия, M.A.C AIDS Found и международный Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Ее основными донорами выступают крупные банки и государства. В 2016 году в Глобальный фонд для борьбы со СПИДом от Китая поступило 10 миллионов долларов, от США 1,1 миллиард. Россия до 2013 года также платила взносы – за 12 лет она перечислила почти $317 миллионов.
В июне 2016 года Минюст включил «Эсверо» в списки иностранных агентов. «Получается странная история – нас признают иностранным агентом, потому что мы получили деньги от фонда, куда наше государство направляло миллионы долларов», – удивился гендиректор ЭСВЕРО Павел Аксенов.
Вслед за этим под санкции попали все НКО, которые были связаны с «ЭСВЕРО» или получали разовые гранты от этой организации. «Панацея» получила грант от этого объединения в 2013 году.
В феврале 2016 года Минюст внес в реестр иностранных агентов омскую НКО «Сибальт», в апреле список пополнил «Социум» из Энгельса. Впрочем, санкции затронули практически все фонды борьбы с распространением СПИДа, кроме околоцерковных организаций, которые ограничиваются проповедью воздержания в качестве идеального, по их мнению, средства борьбы с этой эпидемией. К примеру, 29 июня был признан иноагентом Фонд имени Андрея Рылькова (ФАР).
Все эти организации работали в основном на зарубежные средства. По словам их руководителей – потому что не смогли найти деньги в России. «Мы единственная организация в Москве, которая постоянно ведет социальную работу с группами риска. Во всем мире подобную деятельность финансируют либо государство, либо муниципалитеты – там чиновники понимают, что проблема касается всех. Но московский бюджет не выделяет ни копейки на целевую профилактику ВИЧ среди людей, употребляющих наркотики, хотя именно в этой группе эпидемия развивается быстрее всего. А ведь потом ВИЧ неизбежно передается и обычным горожанам», – рассказывала «Ъ» президент ФАР Аня Саранг. ФАР четыре раза подавал заявку на получение президентских грантов, но каждый раз получал отказ: «При этом деньги у государства есть, но они каждый раз выделялись каким-нибудь «Ночным волкам», «Христианским следопытам» и прочим «Барабанам против наркотиков». После такого просто руки опускаются – мы видим, что наше государство не заинтересовано в реальной, прагматичной профилактике ВИЧ».
Формальные основания для причисления вышеупомянутых НКО к иноагентам есть – иностранное финансирование присутствует. Но многие из этих организаций прошли проверку органов прокуратуры и Минюста еще в 2014 году. Во всех случаях надзорные органы не выявили признаки иноагентов. Больше того, в министерстве особо указывали, что закон не считает политической деятельностью работу в области здравоохранения. «Тогда нас не признали иностранным агентом, но за эти годы в нашей деятельности ничего не изменилось. Видимо, что-то изменилось в Минюсте», – заметила глава ФАР.
Особо примечательно, что во многих исках прокуроров к НКО не только указывается на иностранное финансирование. Прокуроры делают предположения этического свойства – о несоответствии общемировых методов борьбы с ВИЧ неким российским ценностям и курсу правительства. Например, прокуратура Энгельса в иске к НКО «Социум» сослалась на экспертное заключение преподавателя местного вуза, который утверждал, что организация, занимающаяся борьбой с ВИЧ, «ведет гибридную войну против нашего государства».
По словам директора Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадима Покровского, только за 2015 год добавилось 100 тысяч новых ВИЧ-инфицированных.
Когда в мае прошлого года Покровский заявил о близкой эпидемии СПИДа, его объявили «врагом народа». Медик потребовал от властей принять экстренные меры: ввести уроки сексуального просвещения в школах, разрешить заместительную терапию метадоном и организовать систему социальной работы с наркозависимыми.
Он пожаловался, что россияне не считают необходимым регулярно сдавать тесты на ВИЧ, так как в обществе до сих пор существует стереотип, будто вирус угрожает только гомосексуалистам и наркозависимым. Но из выявленных в 2014 году случаев заражения только 1,2% вызвано гомосексуальными контактами, 57,3% – из-за инъекционного употребления наркотиков, а 40,3% заразились при гетеросексуальных контактах: «Сейчас главная группа риска – молодые женщины, которые живут в гражданском браке». «В Германии, где самый низкий уровень ВИЧ в Европе, существуют обязательные уроки сексуального просвещения. К сожалению, в России в Госдуме заседает большое количество кликуш, которые вместо спокойного обсуждения этой темы сразу начинают кричать про недопустимость разврата» – заметил тогда глава Федерального центра по борьбе со СПИДом.
Депутаты назвали статистику СПИД-центра «небылицами», а его главу «иностранным агентом». И предложили бороться с распространением ВИЧ-инфекции лишь воздержанием и пропагандой семейных ценностей.
Впрочем, правительство РФ все же официально признало факт наличия в стране полномасштабной эпидемии ВИЧ. Глава Роспотребнадзора Анна Попова неоднократно заявляла, что в ряде регионов ситуация дошла до генерализованной эпидемии ВИЧ. А руководитель Минздрава Вероника Скворцова на совещании с премьером сделала прогноз, что к 2020 году число ВИЧ-положительных в стране вырастет на 250%. По данным Скворцовой, среди путей передачи инфекции в 2014 году, как и в предыдущие годы, преобладал парентеральный путь заражения (через кровь, 57,3% случаев). В то же время на протяжении последних 10 лет наблюдается тенденция к увеличению гетеросексуального полового пути передачи, который составил в 2014 году уже 40,3%. Таким образом, в эпидситуацию в РФ вовлекаются и социально благополучные слои населения, отмечала Скворцова.
Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минздраву подготовить концепцию по борьбе с заболеванием, подчеркнув, что в работе должны принять участие и НКО.
Москва – Пенза, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»