Возможные последствия возобновления добычи нефти на шельфе Аляски вызывают серьезную обеспокоенность уже за пределами США. Как пишет сегодня «Российская газета», 11 сентября 2008 года палата представителей конгресса США приняла законопроект о снятии запрета добывать нефть на американском шельфе, в том числе на территории штата Аляска.
Запрет на добычу нефти, касающийся 80% шельфовой зоны, был введен конгрессом в 1981 году и подкреплен указом президента США от 1990 года. На такой шаг Джордж Буш-старший был вынужден пойти после крушения танкера Exxon Valdez 23 марта 1989 года, когда более чем 38 миллионов литров нефти разлилось в заливе Принс-Уильям. Эта экологическая катастрофа явилась самой тяжелой за всю историю Северной Америки.
По подсчетам экологов, в результате трагедии погибло более 250 тысяч морских птиц, 2800 морских выдр, 300 тюленей, 250 орлов. Объемы гибели лосося, традиционной пищи и объекта промысла коренных народов Аляски, не подсчитаны и до сих пор. Традиционной среде проживания коренных жителей Аляски был нанесен огромный ущерб, который стоил компании Exxon почти 2 млрд долларов выплат по штрафам и компенсациям. Остатки вылившейся тогда нефти местные жители находят и по сей день, отмечает издание.
Деятельность американских компаний затрагивает хрупкую экосистему арктических территорий других государств и среду обитания всех народов Севера. Как отметил председатель совета старейшин Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России Григорий Тынанкергав, «Чукотское море и Берингов пролив – общие морские бассейны для россиян и американцев: и они, и мы издревле здесь ловим рыбу, добываем нерпу, моржа и, если повезет, то и кита... Сегодня власти США и Аляски хотят снять запрет на добычу нефти из месторождений шельфов Чукотского моря... Одно из условий коренных жителей Аляски состояло в том, что нужно найти такие способы транспортировки нефти из шельфовых месторождений, которые были бы безопасны в экологическом отношении. Как мы знаем, вывоз танкерами в ледовых условиях остается опасным... Вопрос: с тех пор почти за четверть века что-нибудь придумали по экологически безопасной транспортировке нефти из этих районов? Ничего не придумали, и ничего не изменилось..."
В этой связи общественные организации коренных народов Чукотки и Камчатки уже выступили с обращениями, осуждающими решение о возобновлении разработки морского шельфа. По их мнению, никакие меры безопасности, принятые нефтяными компаниями, не могут быть признаны достаточными, и никакой риск не может быть оправдан экономическими соображениями.
Петропавловск-Камчатский, Ольга Радько
Петропавловск-Камчатский. Другие новости 02.10.08
Аварийная посадка самолета в Калининграде: у «Боинга» не вышло шасси. / ЕС планирует ужесточить контроль над банками. / Сенат США в очередной раз рассмотрит финансовый проект. Читать дальше
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».