Юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский умер в московском следственном изоляторе «Бутырки» от «бесчеловечных, унижающих человеческое достоинство, сравнимых, по сути, с пытками, условий содержания». К такому выводу пришла Общественная комиссия по контролю за обеспечением прав заключенных в местах лишения свободы города Москвы.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона» со ссылкой на русскую службу ВВС, об этом говорится в двадцатистраничном докладе «О проверке содержания Сергея Магнитского в СИЗО Москвы», содержащем итоги предпринятого комиссией расследования.
Как заявил ВВС председатель комиссии Валерий Борщев, копии доклада были одновременно направлены «по инстанциям», а именно: в администрацию президента РФ, генеральному прокурору Юрию Чайке, министру юстиции Александру Коновалову, уполномоченному по правам человека Элле Памфиловой и в Федеральную службу по исполнению наказаний. По словам Борщева, у правозащитников «есть надежда на реакцию властей».
Сергей Магнитский был преднамеренно подвергнут физическому и психологическому давлению и отказу в медицинской помощи с целью принудить его к даче ложных показаний, говорится в отчете.
Члены комиссии возлагают ответственность за его смерть на администрацию и медицинский персонал СИЗО, следователей, и судью Тверского суда Москвы, которая за четыре дня до смерти Магнитского отказалась принять к рассмотрению документы, свидетельствующие о его серьезном заболевании, и продлила ему срок содержания в СИЗО.
В отчете указано на бездействие должностных лиц прокуратуры, которые не приняли мер для устранения нарушений закона со стороны следствия и администрации СИЗО в отношении условий содержания в предварительном заключении Сергея Магнитского, несмотря на жалобу его адвокатов на имя генерального прокурора от 11 сентября 2009 года.
Как отмечают в своем докладе правозащитники, Магнитский, арестованный 25 ноября 2008 года, находился в предварительном заключении почти 12 месяцев, хотя следствию за это время не удалось собрать доказательств его вины, достаточных для передачи дела в суд, и несмотря на тяжелое заболевание. На протяжении всего этого времени следователь отказывал ему в свидании с родственниками.
Комиссия не подтвердила официальную причину смерти Магнитского, наступившей в СИЗО «Бутырки» в 21:50 16 ноября 2009 года: сердечно-сосудистая недостаточность. По данным независимого расследования, он умер от панкреонекроза [заболевания поджелудочной железы], так как ему не оказывали медицинскую помощь.
1 июля 2009 года Магнитскому был поставлен диагноз «панкреатит» и рекомендовано ультразвуковое обследование брюшной полости, по результатам которого могла быть назначена операция, предварительно запланированная на 1 августа. Однако 25 июля Магнитского перевели из СИЗО «Матросская Тишина» в СИЗО «Бутырки», в медсанчасти которого не имелось оборудования, необходимого для его обследования и лечения.
В качестве причины адвокатам было указано на предстоящий ремонт на этаже, где содержался Магнитский. Однако, как удалось выяснить комиссии, в другие места лишения свободы перевели только пять заключенных с этого этажа, включая Магнитского, а ремонт так и не начался.
19 августа следователь МВД, ведший дело Магнитского, без объяснения причин отказал его адвокатам в ходатайстве о проведении обследования. Таким образом, говорится в докладе, заявление главы Следственного комитета при МВД РФ Алексея Аничина о том, что Магнитский никогда не жаловался на здоровье, является очевидной неправдой.
«Действия медицинского персонала СИЗО являются не просто халатностью или неоказанием медицинской помощи, но вынуждают ставить вопрос о нарушении права человека на жизнь», – говорится в документе.
Комиссии не удалось получить от официальных лиц внятного разъяснения, почему Магнитский, начавший жаловаться на боли в животе и рвоту еще 13 ноября, в течение трех дней осматривался только медсестрой, но не врачом. В «Матросскую Тишину», где имелась оборудованная медсанчасть, его доставили лишь вечером 16 ноября, при этом врач решил оставить его до следующего утра в одиночной камере.
«Больной в критическом состоянии в течение 1 часа 18 минут находился без медицинской помощи в одиночной камере, где и умер», – сказано в докладе. По прибытии в «Матросскую Тишину» Магнитский заявил сотрудникам, что его пытаются убить, но те сочли, что у него психоз, и не расспросили подробнее, хотя, как говорится в докладе, «его слова, по-видимому, адекватно отражали происходящее».
В интервью ВВС Валерий Борщев заявил, что официальные лица ФСИН относились к независимому расследованию «по-разному», в частности, пытались воспрепятствовать беседе общественников с врачом СИЗО «Бутырки», однако, благодаря их официальному статусу, членам комиссии удалось выяснить все, что нужно.
Как отмечено в докладе, начальник «Бутырок» отказался назвать имя охранника, отвозившего больного Магнитского в «Матросскую Тишину» вечером 16 ноября, а сотрудники «Матросской Тишины» путались в показаниях относительно времени тех или иных событий, и поведения больного.
Общественная комиссия по контролю за обеспечением прав заключенных в местах лишения свободы города Москвы была сформирована в начале 2009 года в соответствии с федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», принятым в 2008 году. В нее входят представители «Мемориала», Московской Хельсинкской группы, движения «За права человека» и других неправительственных организаций.
Члены комиссии наделены правом посещать места лишения свободы, получать необходимую информацию, рассматривать жалобы заключенных и подследственных и направлять рекомендации в органы власти. Ее председатель Валерий Борщев – правозащитник с советским стажем, бывший депутат Государственной думы от партии «Яблоко».
Между тем, к расследованию обстоятельств смерти Магнитского подключилась и Общественная палата при президенте РФ. Член палаты, председатель Общественного совета при ФСИН Мария Каннабих рассказала Би-би-си, что ее коллеги побывали в «Бутырках», опросили персонал и сокамерников Магнитского, и осмотрели камеры, где он содержался.
Свою работу они пока не завершили, но в целом, по словам Каннабих, разделяют выводы комиссии Борщева. «Мысли у нас приблизительно одинаковые, в одном направлении работают. Выводы очевидны с первого взгляда», – заявила она.
Каннабих назвала случившееся с Магнитским «трагедией», и выразила сожаление в связи с тем, что «на него не было обращено внимания при жизни». «Общественная палата должна постоянно отзываться на любое событие, где нарушаются права человека. А тут не только они нарушены, а случилось самое страшное – умер молодой образованный человек, который еще не был осужден, но находился в СИЗО около года», – ранее заявила она.
По мнению Каннабих, большая часть вины за ЧП лежит на следствии. Она также призвала власти обратить особое внимание на СИЗО «Бутырки», где условия содержания сильно отличаются в худшую сторону по сравнению с «Матросской Тишиной».
37-летний юрист Сергей Магнитский содержался в предварительном заключении по подозрению в налоговых преступлениях. За 356 дней пребывания в местах лишения свободы он написал около 450 жалоб. Президент Дмитрий Медведев распорядился провести служебную проверку обстоятельств смерти Магнитского, по итогам которой были уволены около 20 руководящих работников ФСИН. Кроме того, было возбуждено уголовное дело по статьям «неоказание помощи больному» и «халатность», расследование которого пока не завершено.
Москва, Марат Бубновский
Москва. Другие новости 30.12.09
В Иркутске сгорел дом, обнаружено четыре трупа. / В Москве прошел самый сильный снегопад за последние 20 лет. / Умер Василий Шандыбин. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».