В минувшую пятницу после допроса в УФСБ Кабардино-Балкарии исчез Руслан Нахушев – известный общественный деятель КБР, директор Института исламских исследований и руководитель Кабардино-Балкарского отделения общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие». Выйдя из здания УФСБ в 19:00, Нахушев позвонил на работу и сообщил, что заедет минут через 10. Это была последняя информация о нем. По факту исчезновения общественного деятеля прокуратура республики начала проверку, пишут «Известия».
Как стало известно, на допросе в УФСБ Нахушеву задавали вопросы о его заместителях по Институту исламских исследований Мусе Мукожеве и Анзоре Астемирове, сообщает интернет-издание «Кавказский узел». Их подозревают в организации нападения на Нальчик в ночь на 13 октября. Кроме того, Астемирова разыскивают по подозрению в организации нападения на Госнаркоконтроль в декабре прошлого года, передает «Эхо Москвы».
Руслан Нахушев – бывший сотрудник КГБ, работавший в разведке в странах Северной Африки. В начале 90-х он ушел из спецслужбы и занялся бизнесом. По данным газеты «Коммерснатъ», Нахушев сотрудничал с миротворческой миссией на Севрном Кавказе, организованной Александром Лебедем, участвуя в освобождении из плена российских военнослужащих.
После нападения боевиков на силовые структуры Нальчика Нахушев оказался в республике фигурой уникальной, пишет газета «Известия». С одной стороны, ему доверяли радикально настроенные мусульмане, недовольные притеснениями со стороны властей. С другой стороны, с ним считались сами республиканские власти, так как он являлся наиболее влиятельным в КБР оппозиционером, имеющим абсолютно безупречную репутацию. Не случайно новый президент Арсен Каноков успел публично отозваться о Нахушеве за несколько дней до его исчезновения как о фигуре, с которой власть должна советоваться, и как о «прямом мостике», способном помочь президенту «понять, чего эти (совершившие нападение) люди хотят».
На протяжении шести лет Руслан Нахушев тесно контактировал с «Джамаатом КБР» – многотысячной организацией мусульман, в основном молодых, находящейся в оппозиции к Духовному управлению мусульман (ДУМ) и подвергающейся непрерывному прессингу со стороны местных правоохранительных органов.
По словам Нахушева, его главной целью все эти годы было удержать «Джамаат» в пределах правового поля, доказывая его членам, что свои законные интересы можно отстаивать в суде, а не с оружием в руках. Однако с каждым годом добиваться этого становилось все сложнее, особенно после того, как в Нальчике в 2003 года были закрыты все независимые от ДУМа мечети и местная власть стала подвергать «непокорных» мусульман постоянным репрессиям.
Последнее время Нахушев находился под постоянным контролем спецслужб. Его телефон прослушивался, а за ним самим постоянно велась слежка. Впрочем, он к этому относился спокойно: рассказывал, что сам передает в ФСБ номер своего мобильного всякий раз, когда приобретает новую сим-карту.
Правоохранительные органы республики пока что даже не возбудили по факту исчезновения Нахушева уголовное дело. «По факту отсутствия Руслана Нахушева прокуратурой республики проводится проверка, – сообщил «Известиям» пресс-секретарь прокуратуры КБР Лион Мурзаканов. – Основанием для проведения проверки стало заявление, поданное в прокуратуру в субботу утром». Мурзаканов заявил, что прокуратура не располагает сведениями о задержании Нахушева работниками правоохранительных органов.
В понедельник, 7 ноября родные Руслана Нахушева обратились к общественным организациям с призывом присоединиться к его поискам.
«Мы ничего не знаем о судьбе Руслана уже третьи сутки. Мы уверены, что Руслана похитили не случайные люди. Нам удалось найти свидетелей, которые видели его около семи вечера на углу улиц Советской и Горького в Нальчике. Это значит, что Руслан не дошел до своего офиса всего двадцать метров», – говорится в обращении родственников Нахушева.
«Мы требуем, чтобы в отношении Руслана применялись нормы российского и международного законодательства. Правоохранительные структуры должны сообщить нам, где находится Руслан, и в чем он подозревается. Мы требуем также допустить к нему адвоката», – подчеркивается в обращении.
Между тем, как сообщили корреспонденту «Кавказского узла» местные адвокаты, за последние недели на допросах в милиции и ФСБ Кабардино-Балкарии побывало не меньше двух тысяч человек. В Нальчике, который почти месяц назад подвергся нападению, по-прежнему неспокойно. Поиски тех, кто организовал эту акцию и участвовал в ней, продолжаются. Ежедневно идут аресты. По словам адвокатов, многих людей, задерживают и избивают. Репрессиям подвергаются мусульмане, рассказала в интервью радио «Свобода» адвокат из Нальчика Лариса Дорогова. По ее словам, людей вытаскивают из домов, забирают, пытают. Юрист утверждает, что в милиции и ФСБ за три недели побывали две тысячи человек. Многие из них, утверждает юрист, говорить о пытках и издевательствах, просто боятся. При этом допросы сначала идут без адвокатов до тех пор пока следователи не получат те показания, которые им нужны. Дорогова утверждает, что тела людей, которые умирают во время пыток, складывают в вагоны, где находится основная масса трупов.
По материалам газеты «Известия», сайта «Кавказский узел», газеты «Коммерсантъ».
Скандалы и происшествия. Другие новости 07.11.05
Двое крымских детей отравились неизвестным ядом. 9-летний мальчик скончался. / Север Челябинской области захлестнула волна изощренных убийств. / 47-летний рыбак провалился под лед. Читать дальше
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».