российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 27 апреля 2024, 22:23 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Судьбоносный Чертополох или почему у «Бабушки Корицы» шотландские корни (ФОТО) Интервью с екатеринбургской писательницей Еленой Соловьевой

Екатеринбург, Апрель 12 (Новый Регион, Ольга Тарасова) – «Цветник бабушки Корицы» Елены Соловьевой – роман, который завоевал признание еще до своего издания. Добрая сказка для детей с чудесными персонажами Маргаритой, Чертополохом, Пекинесом Георгием и другими была признана «Рукописью года» России, а ее автор вошел в «ТОП 50. Самых известных людей Екатеринбурга» в номинации «Литература» в прошлом году. И вот, наконец, у читателей появилась возможность подержать книгу в руках и посмотреть на иллюстрации, выполненные в технике осибаны, – презентация недавно изданной «Бабушки Корицы» состоится в библиотеке им. Белинского 14 апреля.

«Новый Регион» встретился с Еленой Соловьевой за несколько дней до этого события и узнал, что за знак свыше был послан ей при написании романа, почему Герр Чертополох связан с Шотландией, и куда отправится Маргарита в следующей книге.

– Н.Р.: Елена, это ваш первый детский роман – и сразу такое признание: гран-при «Рукописи года» – 2012. Как думаете, чем «Цветник бабушки Корицы» так покорил членов жюри?

– Е.С.: Да, это первый детский роман, написанный мной. Мне кажется, «Корица» понравилась жюри потому, что в книге создан такой мир, в котором хорошо и комфортно современному человеку. Действие происходит в России XXI века, в городе, который похож на Екатеринбург. То есть в романе сказочность и современность переплетаются и взаимодействуют. Ты погружаешься в этот мир и тебе в нем уютно, он настоящий.

– Н.Р.: Понятно, что весь роман в двух словах не пересказать. Но какая в нем основная мысль? Чему он учит ребенка?

– Е.С.: «Цветник бабушки Корицы» – о том, как важно понять, кем ты являешься на самом деле, и найти «своих». «Свои» – это друзья, родственники – люди, которые смотрят на все такими же глазами, как и ты, которые тебя понимают. Ведь создать, а главное – отстоять свой собственный «правильный» мир в окружающей нас действительности очень сложно. И книга не только для детей, ее очень хорошо читают взрослые, потому что эта тема близка всем: нам надо учиться сохранять дружбу, отношения, поддерживать свой мир в порядке.

– Н.Р.: В романе очень оригинальные герои: бабушку зовут Корица, волшебники – это Чертополох и Пекинес Георгий. Откуда такие образы взялись?

– Е.С.: Бабушку так зовут, потому что мне нравится корица. Для меня – это что-то доброе, приятное, запашистое, экзотическое и в то же время домашнее, уютное. Поэтому и персонажа так решила назвать. Родители у главной героини, девочки Маргариты, уехали в Африку, а она живет с бабушкой Корицей, которая работает костюмершей в театре. Когда Корица пропадает, на пороге у Маргариты появляются старинные друзья ее бабушки Чертополох и Пекинес Георгий.

Ну, а почему многие герои имеют природу растительную? Сложно объяснить. Я люблю цветы и у меня дома их много. Когда с цветами вступаешь во взаимодействие, кажется, что они живые. Именно чертополох я выбрала, потому что мне с детства он нравится. С одной стороны, это такой рыцарь помоек – простой, незамысловатый. А с другой стороны, его с древнейших времен использовали против зла – подвешивали в домах как оберег. Это же «чертогон», он чертей гоняет. И именно Чертополох стал знаком свыше, что роман я обязательно должна дописать.

– Н.Р.: Каким образом?

– Е.С.: Когда я начала придумывать роман, и уже в голове появились первые образы, в то же примерно время я подавала заявку на соискание международной литературной премии «Fellowship Hawthornden Jnternational Writers Retreat». Подала и вроде даже забыла на какое-то время. Чертополоха я придумала в ноябре, и тут вдруг перед Новым годом мне приходит письмо, что я победила, и учредители премии приглашают меня пожить в шотландском замке. А на конверте были наклеены две марки с чертополохом. Я поняла – это знак свыше. Эту сказку я должна написать. Позднее я узнала, что этот цветок является еще и символом Шотландии, а еще есть действующий Орден рыцарей чертополоха – так герой Герр Чертополох стал приобретать новые качества. И с тех пор все начало складываться. Меня как будто пригласили пожить на родину своего героя и там поработать. Я писала роман еще два года после поездки в Шотландию, но именно в замке «Корица» у меня оформилась в голове, возник концепт.

– Н.Р.: В книге очень необычные иллюстрации. Как и кем они были созданы?

– Е.С.: Обычная схема: ты написал книжку, отправил в редакцию, и именно там тебе ищут художника. То есть, ни ты его не знаешь, ни он тебя. Прочитает книжку – и не понятно, понравится она ему или нет, сделает он иллюстрации с душой или просто так. А мне было важно, чтобы человек, который делает иллюстрации, любил «Цветник бабушки Корицы» также как я, понимал его как я, чтобы подошел к нему со всевозможной любовью. Я дала рукопись художнице Марине Ражевой, с которой мы давно дружим, роман ей понравился, и она согласилась его иллюстрировать. Марина использовала технику, приближенную к японской осибане. Это сложная техника, когда из природных материалов создается коллаж, сочетающийся с первоначальным рисунком. На иллюстрациях в книге видно настоящие листья, пряности, перья павлина, фотографии из старых альбомов, кружева и так далее. Марина сначала делала эти композиции, затем фотографировала – и уже фотографии вошли в издание. Она так тонко прочувствовала книгу, и мне это очень нравится.

– Н.Р.: В анонсе презентации «Цветника бабушки Корицы» говорится, что на ней будут герои романа. Как это будет выглядеть?

– Е.С.: В сказке много замечательных персонажей – Пекинес Георгий, морская свинка-эльф, Чертополох. Некоторые из них будут на презентации. Чудесного пекинеса, например, мы нашли в Ревде. Поскольку книга открывает серию «Шляпа волшебника», то на презентацию я пригласила модельера Полину Плеханову с её сказочными уборами. А раз у Чертополоха шотландские корни, то наш друг почти шотландский бард Вадим Стройкин организует музыкальную и шоу-программы. Детей ждет мастер-класс по изготовлению действующих волшебных палочек и волшебных фоторамок, приносящих счастье. Кстати, при изготовлении фоторамок дети попробуют использовать ту же технику осибаны – они будут «рисовать» пряностями. Ну, а викторину для больших и маленьких проведет маленькая телезвезда программы «Теремок» на ОТВ – Дина Таюрова.

– Н.Р.: «Цветник бабушки Корицы» хоть и первое ваше детское произведение, но старт был очень хорошим. Будете продолжать писать для детей?

– Е.С.: Думаю, да. Многие уже сейчас говорят: «Садись, пиши продолжение «Корицы». Мы хотим знать, что будет дальше с Маргаритой и ее друзьями». Я в принципе знаю, что с ней дальше будет, постепенно даже все складывается в голове. Дело будет происходить на море, в Крыму, потому что я очень люблю и хорошо знаю Крым, герои поедут путешествовать все вместе. Маргарита наверняка влюбится в кого-нибудь, будет страдать…и мудреть. Мне самой с этими героями хорошо. Да и читателям тоже. Я писала и пишу «взрослую» прозу, но многим взрослым «Корица» нравится больше – видимо, людям не хватает добра.

– Н.Р.: Если говорить в целом о детской литературе, я заметила, что на полках магазинов стоят те же авторы и те же книги, которые мы читали в своем детстве. Неужели нет новых авторов?

– Е.С.: Есть и их много даже в Екатеринбурге. Тут мы сталкиваемся с политикой издательств, которые не хотят рисковать. Я тоже очень долго «Цветник бабушки Корицы» не могла пристроить, благо, его заметили. Анализируя издательства, которые занимаются детской литературой, я для себя отметила, что ставки они делают на две вещи – на проверенную российскую или советскую классику, либо на зарубежных переводных авторов, причем преимущественно почему-то скандинавских. И еще один нюанс – много из того, что издается, не самого лучшего качества. Когда ставят на поток серию, надо издавать в месяц по книжке, и издатели будет собирать все, что угодно – и хорошее и не очень.

Но в принципе качественная литература есть. В Екатеринбурге вот замечательное Содружество детских писателей, возродили Крапивинскую премию, победители которой достойны внимания. Еще хороший автор – Светлана Лаврова, она вообще в этом году получила один из главных призов в детской литературе – премию «Книгуру». Ольга Колпакова хорошие детские произведения пишет и издает их в небольшом местном издательстве. Родителям-екатеринбуржцам я бы посоветовала больше обращать внимания на «своих», ходить на книжные мероприятия города, в библиотеки. Там можно встретиться с авторами, можно узнать – что стоит читать ребенку, а что нет. Хотя здесь я в принципе против любых запретов.

– Н.Р.: Вы не только писатель, критик, но и в принципе человек, близкий к культуре. На ваш взгляд, чего культуре Екатеринбурга не хватает?

– Е.С.: Творческих культурных сил, по-настоящему уникальных, в Екатеринбурге много. Да та же биеннале с уральскими корнями – уже показатель. У нас знакомые то тут, то там создают свои уникальные проекты. Не хватает, пожалуй, финансирования. И каждый делает что-то свое и своими силами.

– Н.Р.: То есть культура становится локальной?

– Е.С.: Да, и это неплохо. Культура по определению дело локальное, настоящее – оно штучное, уникальное. Если все будет унифицировано – культуры не будет, будет одна масс-культура. Надо делать то, что тебе нравится, делать с удовольствием, и что-нибудь хорошее получится.

– Н.Р.: Кстати, о делать с удовольствием. Вы еще работаете в библиотеке им. Белинского, где в последнее время проходит масса интересных событий. Какие проекты вы лично отметили бы?

– Е.С.: Мне нравится очень, как Марина Соколовская работает. Она делает выставки, объединяя книгу и современное искусство. Получаются необычные формы какие-то, остроумно продуманные перформансы – есть, что посмотреть, есть, над чем подумать. Очень нравятся мне проекты «открытой библиотеки», когда сюда приходят не только писатели, но люди самых разных интересов. Например, проект «Выход навстречу». Просто даже интересно наблюдать, кто приходит послушать того или иного деятеля. Например, рэпер Наум Блик собрал полнейшую аудиторию. Там были какие-то подростки с дредами, которые говорили, что в библиотеке-то первый раз. Телеведущий Влад Некрасов оказался просто рок-звездой и собрал фан-клуб молодых и красивых девушек, студенток журфака. На Евгения Енина пришла более взрослая и серьезная аудитория, которая задавала острые вопросы, была готова к дискуссиям. То есть получается такой стык разных групп общества. И это интересно.

Также очень популярны музыкальные проекты – например, на видеопросмотрах мировых опер всегда аншлаг. Сейчас мы задались целью показать на нашей площадке все, что делают документалисты в Екатеринбурге. Идет у нас и цикл открытых публичных лекций «Семинары в Белинке». Большой популярностью пользуются генеалогические семинары, где учат тому, как составить свою родословную, знакомят с историей края. А вообще в городе еще очень и очень много интересного, того, о чем стоит рассказывать жителям. Ну и конечно, наш уникальный, редкий книжный фонд.

Это первый детский роман писательницы. Готовится продолжение

Екатеринбург. Другие новости 12.04.13

Учащиеся тагильского колледжа «поставили на счетчик» однокурсника. / Сантехник из Полевского выиграл у России в Европейском суде 2600 евро. / 300 кроликов и мышек едят дрянь и колются, чтобы спасти людей (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках