Согласно проекту федерального бюджета на 2008-2010 годы профицит должен снизиться с нынешних примерно 4,8% ВВП практически до нуля.
Как подчеркивает российское правительство, ощутимый рост расходов на внутренние нужды страны возможен лишь в случае, если средняя цена на российскую нефть не опустится ниже уровня в 55 долларов за баррель.
Согласно прогнозам правительства, в 2008 году нефть будет стоить 54 доллара за баррель, а к 2009 года ее стоимость упадет до 48 долларов за баррель. Прошлогодний бюджет верстался из расчета средней цены на нефть марки Urals в 61 доллар за баррель.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет политический обозреватель Фонда стратегической культуры Александр Крылов.
В течение многих лет российское правительство утверждает, что цены на нефть рано или поздно начнут падать. Однако вопреки этим прогнозам цены хотя и колеблются, но в целом растут. Недавно они вновь подскочили сразу на 2%.
По мнению участников рынка, это реакция на рост стоимости бензина в США и на плановое закрытие ряда американских НПЗ. Теперь поставки в мае нефти марки Брент будут производиться по цене более 69 долл./барр., WTI – 64 долл./барр., Urals – 65 долл./барр.
Кроме того, поводом для нового роста цен стала публикация доклада Международного Энергетического Агентства (МЭА) Highlights of the latest OMR, в котором указывается, что в марте ОПЕК сократила добычу до двухлетнего минимума, а запасы сырья в развитых странах резко снизились.
Все понимают, что с той экономикой, которая существует в России сегодня, последствия падения мировых цен на нефть могут быть самыми катастрофическими, и тут уж не помогут никакие Резервные и тому подобные фонды.
Некоторые полагают, что в этом случае Россия может повторить судьбу Советского Союза, поскольку современная РФ в значительно большей степени, чем СССР конца 80-х годов, зависит от экспорта нефтяного сырья. Но могут ли цены на сырую нефть упасть вновь?
До начала 1970-х мировая торговля нефтью контролировалась несколькими транснациональными корпорациями (ТНК), большая часть которых базировалась в США. Тогда цена нефти определялась не рынком, а произвольно устанавливалась американскими нефтяными компаниями и была очень низкой (3-4 долл. за баррель).
В начале 1970-х годов мусульманские страны-экспортеры совершили настоящую революцию на нефтяном рынке. Большинство этих стран национализировали нефтяную отрасль и начали устанавливать цены на нефть в одностороннем порядке.
На арабо-израильскую войну 1973 года они ответили введением нефтяного бойкота государств Запада, поддерживавших Израиль. В результате последовавшей паники на нефтяном рынке цена подскочила в несколько раз – до 12 долл. за баррель в 1974 году. С тех пор мировая цена на нефть во многом определяется политикой Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Следующее повышение цен на нефть произошло на рубеже 1970-1980-х годов, когда в результате исламской революции в Иране вновь возникла паника на нефтяном рынке. На этот раз цена на баррель подскочила до 40 долл. за баррель.
Через несколько лет ее резко сбили, но все равно цена осталась куда более высокой, чем до скачка 1973 года. С тех пор это стало правилом: даже если после очередного взлета рынок откатывается назад, цена на нефть уже не возвращается к исходному уровню, а остается намного выше.
Приход к власти в России В.В. Путина совпал с началом очередного роста нефтяных цен. В отличие от прошлых лет это не результат паники на рынке, а тенденция, рожденная особенностями формирования глобального нефтяного рынка в течение последнего десятилетия.
Появились новые крупные потребители, чьи нефтяные аппетиты стабильно растут. По уровню потребления нефти на второе место в мире вышел Китай, обогнав Японию. Хотя значительная часть потребностей Поднебесной удовлетворяется пока за счет собственной добычи, для энергично растущей экономики КНР своей нефти явно недостаточно.
Другим крупнейшим потребителем нефти стала Индия, чей уровень потребления практически сравнялся с крупнейшим потребителем среди европейских стран – Германией. Постоянно увеличивается потребление нефти в Бразилии, в других быстро развивающихся странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
В результате роста внутреннего спроса вчерашние экспортеры нефти превращаются в ее импортеров (так произошло с членом ОПЕК Индонезией). Нет никаких оснований полагать, что рост потребления новыми потребителями нефти прекратится.
Наоборот, скорее всего, он будет продолжаться, и развитие энергосберегающих технологий вряд ли повлияет на ситуацию, по крайней мере, в ближайшем будущем. Для стран-экспортеров нефти такая ситуация безусловно выгодна, у них появилась большая свобода рук.
В этих условиях громко провозглашенный Западом лозунг диверсификации источников энергопоставок представляется несколько странным: в отличие от прошлого, в условиях постоянно растущего спроса на нефть и газ на мировом рынке политику диверсификации проводят не импортеры, а экспортеры энергоресурсов.
Зависимость от производителей энергоресурсов несовместима с однополярным миром и несет реальную угрозу статусу США как единственной сверхдержавы. В этих условиях Вашингтон стремится снизить масштабы импорта нефти, повысить уровень ее добычи внутри страны и в максимально сжатые сроки перейти на энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии.
Может ли это иметь существенное влияние на мировые цены на нефть? Вряд ли. Уже много лет добыча нефти в США падает. Согласно имеющимся прогнозам, если не остановить рост потребления, то доказанных запасов собственной нефти Соединенным Штатам хватит в лучшем случае лет на десять.
Происходит падение уровня добычи нефти и в Великобритании; она остается крупнейшим (после Норвегии) европейским производителем нефти, но имеет все шансы уже превратиться в скором времени в ее импортера.
Еще один важный фактор дальнейшего роста цены на нефть – истощение легко доступных и давно освоенных ее месторождений. Добыча нефти все более перемещается в отдаленные и труднодоступные районы с тяжелыми климатическими условиями и в прибрежные шельфовые зоны, что ведет к ее удорожанию. При этом переход человечества на альтернативные источники энергии продолжает оставаться делом отдаленного будущего.
Рост зависимости США от импортной нефти виден из ухудшения взаимоотношений Вашингтона с Саудовской Аравией и Венесуэлой. Даже в случае успеха попыток обеспечить альтернативные поставки нефти в Америку из Африки и Центральной Азии это не решит проблемы сохранения Pax Americana.
Поэтому США так упорно цепляются за регион «Большого Ближнего Востока», на долю которого приходится 62% доказанных мировых запасов нефти и более 40% газа. Опасные геополитические эксперименты США в этом регионе еще долго будут оставаться причиной роста цен на энергоносители.
Несмотря на то, что факторы, определяющие рост цен на нефть на мировом рынке, имеют долговременный характер, это ни в какой мере не дает российскому правительству основания продолжать и дальше держать экономику страны на нефтяной игле.
Будущее России в состоянии обеспечить лишь не зависящая от экспорта сырья, основанная на новых технологиях, сбалансированная и конкурентоспособная экономика.
Москва, Всеволод Ягужинский
Москва. Другие новости 02.05.07
Венесуэла намерена выйти из Всемирного банка и Международного валютного фонда. / С приходом американцев в Афганистан производство героина многократно возросло. / Казахстан не скрывает желания стать центрально-азиатской региональной державой. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».