В Грузии разразился громкий скандал, затмивший собой всё: от взаимоотношений с Россией до первых в истории выборов мэра Тбилиси, запланирвоанных на 30 мая. На днях в Тбилисском госуниверситете имени Ильи Чавчавадзе доселе неизвестный молодой писатель Эрекле Деисидзе презентовал книгу «Тайная х….я». Чтобы получилось это непечатное название, молодому писателю было достаточно изменить одну букву в новозаветном выражении «Тайная вечеря»: «Саидумло сероба» – «Саидумло сироба». Об этом пишет обозреватель Георгий Зедгенидзе в своем блоге на сайте делового издания «Слон.ру».
Роман написан на религиозно-сексуальную тематику. Например, Деисидзе пишет, что чувствовал влечение к собственной матери. Особенно в момент, когда она крестилась, встав на колени перед иконой. В общем, Фрейд на кавказской семейной почве. Сам автор сразу после презентации предусмотрительно уехал из Тбилиси, скрылся в сельской глубинке и в интервью телекомпании «Кавкасия» заявил, что намерен просить политубежище в Швейцарии, поскольку в Грузии его жизни угрожает опасность.
Как отмечает журналист, выход в свет этой книги и особенно факт ее презентации в государственном университете, считающемся оплотом либерализма, вызвал в стране бурю негодования. Грузинское общество раскололось. Против фрейдистского романа выступил «Союз православных родителей». С другой стороны, на дыбы встала и либеральная общественность. Либералы выступили в защиту свободы слова и настаивают на праве художника «создавать любые образы и использовать литературный приём эпатажа». Известный писатель Лаша Бугадзе заявил, что «роман кипит протестом против фарисейства и ханжества современного грузинского общества». Стоит отметить, что Бугадзе несколько лет назад сам едва не был предан анафеме за рассказ об интимной жизни грузинской царицы Тамар (причисленной к лику святых) и российского царевича Георгия.
Сторонники обеих точек зрения первый раз схватились у здания госуниверситета, где либеральная общественность устроила митинг в защиту свободы слова, творчества и самовыражения. Акцию пыталась сорвать бригада «православных родителей», обвинившая либералов в сексуальных отклонениях и попытке «разрушить фундаментальные основы национальной идентичности». Словесная перепалка переросла в драку. Полиция еле разняла дерущихся.
Горячую тему, вызвавшую огромный общественный резонанс, подхватили грузинские журналисты. В ток-шоу «Барьер» телекомпании «Кавкасия» пригласили всех участников спора (кроме автора книги). Однако «Православные родители» а также члены «Народного православного движения» сочли само обсуждение темы в прямом эфире «оправданием богохульства», ворвались в здание телекомпании и избили всех, кто там находился, – в первую очередь, журналистов и владельцев канала.
Полиция арестовала 8 участников нападения, предъявив им обвинение в «попытке помешать деятельности журналистов». Президент Саакашвили тоже не остался в стороне от происходящего, хотя был в тот момент в далекой Коста-Рике, где лоббировал непризнание Абхазии и Южной Осетии. Грузинский лидер устами президентского пресс-секретаря Мананы Манджгаладзе осудил «вандальские действия» и призвала правоохранительные органы «наказать виновных».
После демарша светских властей глава грузинской православной церкви патриарх Илья Второй провел молебен в древнем храме Светицховели (где католикос-патриарх проводит богослужения лишь в чрезвычайных обстоятельствах) и демонстративно наградил, а также повысил в сане руководителя «Союза православных родителей», отца Давида Исакадзе, арестовать которого полиция не решилась.
Таким образом, скандал перерос уровень общественной дискуссии и стал событием общегосударственного масштаба. Все послы западных государств осудили «попытку насилия над свободой слова». Первым среди них был посол США Джон Баас.
Со свободой слова в его стране всё в порядке: страшно даже подумать, что было бы с писателем за обыгрывание в романе, например, N-word («слово на «н», эвфемизм, употребляемый вместо неполиткорректного nigger). Но в Америке эти вопросы регулируются не весовой категорией активистов тех или иных общественных организаций, а понятным законом.
Самое интересное во всей этой истории как раз то, что в Грузии такой закон, отражающий баланс ценностных интересов разных общественных групп, принять в обозримом будущем вряд ли удастся, отмечает автор поста. Нет в грузинском обществе соответствующей традиции и культуры компромисса и основанном на ней «гражданского общества», уточняет он. В Грузии, судя по последним событиям, до гражданского общества столь же далеко, как до НАТО и Европейского союза, резюмирует Зедгенидзе.
Тбилиси, Ольга Панфилова
Тбилиси. Другие новости 13.05.10
ЛДПР: Януковичу будет трудно удержаться у власти. / МИД ПМР: существующий режим экспорта из Приднестровья не устраивает ни Тирасполь, ни его европейских партнеров. / В тираспольском кинотеатре начались показы фильмов в формате 3D. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».