AMP18+

В мире

/

Медведев рассказал в Давосе о рисках для российской экономики, гражданском обществе и глухоте Запада

Интегрированность России в неустойчивую мировую экономику требует большей конкурентоспособности российских компаний, но основными для России являются не внешние риски, а внутренние, считает премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Нестабильность глобальной экономики сохраняется. Надежды на выход из кризиса без разрешения накопившихся финансовых и региональных дисбалансов, судя по всему, не оправдались. Несмотря на все усилия, посткризисное восстановление все еще неустойчиво, рецидивы кризисных явлений, глобальная рецессия – вполне вероятны», – с такой речью Медведев выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе, передает NEWSru.com.

Он подчеркнул, что растущая интеграция России в глобальные структуры, в том числе в ВТО, «требует значительного увеличения конкурентоспособности российских компаний», как в том, что касается производительности труда, так и в части энергозатрат.

В то же время Медведев убежден, что основные проблемы для развития российской экономики находятся не вовне, а внутри нее: «Основные риски – не внешние. На первый план выходят наши внутренние ограничители. И главная угроза – это слишком медленный прогресс в решении указанных задач», – цитирует премьера «Интерфакс».

Премьер-министр Медведев считает, что представленные экспертами на Всемирном экономическом форуме в Давосе сценарии развития России пессимистичны и не кажутся ему достаточно убедительными. «Ни один из них не кажется мне полностью реалистичным. И даже не потому, о чем сказал Герман Греф, – что это сценарий, при которых власть ничего не делает. Они не кажутся мне полностью реалистичными и по другим причинам», – заявил Медведев на пленарном заседании форума.

Он считает представленные прогнозы развития России «безусловно полезными». По мнению Медведева, любые прогнозы условны, поскольку не дают точных количественных прогнозов, в которых легко ошибиться.

Россия не заинтересована в слишком высоких ценах, но слишком низкие цены ведут к нехватке ресурсов для экономического роста, заявил Медведев.

«Мы не заинтересованы в слишком высоких ценах на сырье, так как они мешают развитию мировой экономики. Скажу больше, они мешают развитию российской экономики. Но и слишком низкие цены приводят к другой крайности – нехватке ресурсов для обеспечения устойчивого экономического роста», – сказал он.

По его словам, сегодняшние цены выгодны как производителям, так и потребителям сырья.

«Сегодняшний уровень цен на нефть представляются плюс-минус близким к оптимальным и для производителей, и для потребителей», – отметил глава российского правительства.

«В силу сохраняющейся зависимости нашей экономики от экспорта сырья, угроза ухудшения конъюнктуры глобальных сырьевых рынков остается одной из ключевых», – отметил Медведев. – Именно поэтому нас беспокоят продолжение стагнации и банковский кризис в Европе, долговые проблемы США и структурные риски Китая».

Зависимость российской экономики от сырьевого экспорта «сильно преувеличена уже сегодня, – считает он. – Большая часть роста в последние годы обеспечивается не столько за счет нефтегазовых доходов, сколько за счет увеличения производства потребительских товаров и услуг».

«В перспективе наша политика должна привести к значительному расширению экспорта продовольствия, а мы крупнейшая потенциальная аграрная держава в мире и интеллектуальных услуг. Уверен, что в будущем они будут не менее востребованы, чем сегодня востребована нефть», – заявил российский премьер.

Экономический рост в 2012 году составил около 3,5 процентов, сообщил Медведев. «На общем фоне макроэкономическая ситуация в России – вполне устойчива. Экономический рост в прошлом году – около 3,5 процентов, инфляция – 6,6%", – сказал он, добавив, что это неплохо с учетом засухи и низких урожаев сельскохозяйственных культур.

Медведев напомнил, что безработица в России немного превышает 5 процентов. Это, по его мнению, лучший показатель за последние годы и самый низкий среди развитых стран. Он подчеркнул, что «источником роста стало не только увеличение не только внутреннего потребления, но и инвестиций – почти на 8%".

«Такой темп – минимально необходим для России. Чтобы выйти на желаемые показатели роста экономики, а мы их определяем как 5% в год, инвестиции должны расти несколько лет подряд хотя бы на 10% ежегодно», – добавил Медведев.

Именно поэтому, по его словам, российские власти заинтересованы в притоке масштабных иностранных инвестиций, вступают в партнерства по модернизации с другими странами, инициируют новые государственные программы, которые предусматривают привлечение частных инвестиций. «Наконец, у России предельно низкий внешний долг – примерно 3% от размера ВВП. Прошлый год закончен без бюджетного дефицита, сохраняются значительные международные резервы и «подушка безопасности» в виде средств Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния в сумме превышающей 500 миллиардов долларов», – добавил премьер, напомнив, что Россия перешла к финансовому планированию на основе жесткого бюджетного правила, которое означает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные за счет высоких цен, будут сберегаться.

Использоваться же они будут только в период низких цен на сырье. Медведев подчеркнул, что эти цифры – не повод для самоуспокоения. «Рост замедляется, это очевидно, – сказал он. – Нестабильность в глобальной экономике – сохраняется. Надежды на выход из кризиса без разрешения накопившихся финансовых и региональных дисбалансов – судя по всему не оправдались. Несмотря на все усилия, посткризисное восстановление – все еще неустойчиво, рецидивы кризисных явлений, глобальная рецессия – вполне вероятны».

Напомним, что с момента завершения Давоса-2012 доклад о сценариях развития страны готовил международный экспертный совет, возглавляемый Алексеем Кудриным. Пресса отмечает, что ни один из нынешних сценариев не предусматривает институциональных реформ по инициативе федерального центра.

Экономическая и политическая ситуация в стране будет складываться в зависимости от трех векторов, считают авторы доклада, – цен на энергоресурсы, способности реформировать институциональную среду и сплоченности общества. В зависимости от этого Россию ждет либо «Восстановление регионального баланса», либо «Шаткая стабильность», либо «Конец спокойного бездействия».

Первый предполагает, что источником преобразований и роста на фоне глобального дефицита сырья и застоя федеральной власти станут богатые ресурсами регионы, которые будут ориентированы на «восточных соседей». Политика Москвы построена на росте мировой экономики и дорогой нефти, но как только доходы федерального бюджета пойдут вниз, регионы первыми лишатся дотаций из центра и будут вынуждены соперничать за частные инвестиции.

Второй сценарий, «Шаткая стабильность», будет осуществляться при внезапном и устойчивом падении цен на нефть. Ресурсов на реформы не останется, и правительство будет вынуждено усиливать влияние на экономику и направлять больше средств на соцнужды. Чтобы не сокращать социальных выплат и пополнить казну, чиновники пойдут на полумеры, например введут прогрессивную шкалу налогообложения и налоги на богатство. А дальше наступит полный госкапитализм, но в кризис правительство разобьет паралич, и оно будет не способно провести отложенные реформы.

Наконец, третий путь, «Конец спокойного бездействия», предполагает рост сырьевых цен и недовольство неэффективностью госаппарата и бюрократии. То есть, в довольно благоприятных для России условиях, когда сырьевые цены остаются неизменными, правительство, довольное сохранением благополучной макроэкономической ситуации, не станет спешить менять экономическую политику.

В этом случае катализатором реформ станет общество, предполагает третий сценарий. Доходы общества растут, но удовлетворенности жизнью нет. Обостряется социальное неравенство, население по-прежнему сталкивается с коррупцией, низким качеством госуслуг и отсутствием возможностей для самореализации.

Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович назвал все три сценария «не катастрофически ужасными, но негативными». «Они заставляют задуматься, где проблемы, что делается не так и как это исправить», – пояснил чиновник. Он добавил, что презентация сценариев в Давосе не является попыткой сделать прогноз, а попыткой выделить три неопределенности, от разрешения которых будет зависеть дальнейший путь России.

Значительная часть выступления премьер-министра в Давосе была посвящена вещам, напрямую с экономикой не связанным. Например, много он говорил о диалоге с гражданским обществом, хваля российскую власть за то, что в последние годы оно значительно развивается.

Итак, Медведев заявил, что эффективность работы органов госвласти и развитие конкурентной среды во всех сферах экономической и общественной жизни – это важнейшие приоритеты для руководства страны – и для президента страны, и для председателя правительства, передает «Интерфакс». Для этого, прежде всего, необходимо «обеспечить системный и активный диалог с гражданским обществом», «диалог, который имеет обратную связь, диалог, который обеспечивает последовательность действий правительства».

В этой связи Медведев упомянул новый механизм работы в формате Открытого правительства, когда обсуждение законопроектов проходит с участием представителей разных общественных групп.

При этом глава правительства подчеркнул, что необходимо развивать и другие интерактивные формы взаимодействия власти и общества. «Механизмы, обеспечивающие постоянную, а не от выборов к выборам, обратную связь между властями и обществом, основанные на применении современных коммуникационных средств», – сказал премьер-министр.

Медведев отметил, что краудсорсинг помогает задействовать знания и экспертный потенциал неравнодушных людей, IT-технологии позволяют осуществлять мониторинг реализации разных проектов. Новые технологии, по его словам, «дают выработанным решениям новый статус, их легитимность, народная легитимность существенно выше, и они уже не могут рассматриваться как спущенная сверху директива или результата лоббизма».

«Это позволяет обществу контролировать власть, обеспечивают власть информацией о степени удовлетворенности общества теми решениями, которые принимаются, и что не менее важно, выявлять талантливых людей для того, чтобы продвигать их вперед по карьерной лестнице», – сказал Медведев.

«Наше гражданское общество стало более зрелым, и государство должно стать более мудрым по отношению к гражданскому обществу», – сказал Медведев. Он связывает это с действиями властей, которые способствовали развитию гражданской активности.

Сегодня, добавил Медведев, «гражданское общество сильно отличается от того, что было 5-7 лет назад», и это, по его словам, хорошо. Оно «стало более взрослым, предъявляет свои требования к власти, делает это иногда бескомпромиссно, жестко. Главное, чтобы все это происходило в формах, установленных законом, чтобы не нарушало правопорядок», – сказал Медведев.

Отметим, что диалог власти с активной частью общества на практике выглядит вовсе не так плодотворно, как это выглядит со слов Медведева. Например, когда несогласные с принятием «антисиротского» закона россияне за несколько дней собрали сто тысяч подписей против, Госдума не нашла юридического способа учесть это мнение. А после того, как 13 января по бульварам Москвы прошел неожиданно многолюдный марш, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: президенту доложили об акции, однако Кремль считает «незаслуживающим внимания» призыв участников акции к роспуску Госдумы, поскольку данная позиция «абсолютно неконструктивна».

Диалог с ЕС о переходе к безвизовому режиму идет недопустимо медленно. Такое мнение, как передает ИТАР-ТАСС, также высказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на пленарной сессии Всемирного экономического форума.

«Хотел бы покритиковать европейских партнеров – они нас не всегда слышат. Диалог по визам идет недопустимо долго и очень медленно», – констатировал он.

Глава российского правительства уверен, что тесная интеграция с Евросоюзом принесет больше выгод, чем сложностей. «Именно поэтому мы предлагаем, в частности, перейти к более тесному сотрудничеству, ввести безвизовый режим, сформировать общее экономическое пространство, которое может стать основой единого рынка от Атлантики до Тихого океана», – сказал он.

При этом он с сожалением отметил, что «на критически важных рынках, например, на энергетическом, создаются ненужные препятствия для эффективной работы». «Особенно прискорбно, что задним числом меняются сложившиеся правила игры, фактически происходит изъятие созданных активов, нарушаются прежние соглашения», – заявил Медведев, раскритиковавший уже сегодня в интервью телеканалу Bloomberg «третий энергопакет».

«Мы, конечно, не против перемен, но нужно, чтобы результат, который будет получен, был бы выгоден для всех заинтересованных стран», – добавил премьер, подчеркнув, что Россия сама заинтересована в таких переменах. При этом он предупредил, что «односторонние действия ведут к другим последствиям, для России это неприемлемо».

Давос, Ольга Радько

© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

В мире, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика,