Качество бензина на харьковских автозаправках оставляет желать лучшего. Однако причина – не в производителе и сырье, а в реализаторах, считают эксперты ГП «Харьковстандартметрология». А еще – в инертности самих потребителей, не готовых отстаивать свои интересы.
Автозаправок в Харькове много, а выбрать не из чего, сетуют водители первой столицы. При высоком уровне цены на бензин, качество топлива – удовлетворительное, отмечают автомобилисты.
Согласно информации, обнародованной экспертами ГП «Харьковстандартметрологии», полугодичная проверка выявила, что нефтепродукты на трех предприятиях города не соответствовали физико-химическим требованиям. Массовая доля бензола и серы была завышена в бензине более, чем в два раза. Избыток бензола вредит не только машине – ускоряет изнашивание цилиндров. Но и приводит к накоплению в выхлопных газах канцерогенного бензапирена. Это вещество провоцирует возникновение злокачественных опухолей.
Если на нефтеперерабатывающих предприятиях состав бензина перенасыщали бензолом и серой, то на харьковских АЗС топливо преимущественно недоливали. Иногда погрешность разовой выдачи топлива достигала 70 мл на 10 л при норме ± 25 мл на 10 л.
Отмечая нарушения, эксперты «Харьковстандартметрологии» неохотно делятся именами «провинившихся». Основная причина, по который представители учреждения молчат, нежелание испортить репутацию торговой марки. Нечестного бизнесмена штрафуют, приостанавливают деятельность заправки, обязывают устранить неполадки. После чего он снова торгует точно таким же не качественным бензином, до следующей ревизии. Факт, что некоторые владельцы АЗС «исправляются» временно, представители «Харьковстандартметрологии» не отрицают.
Сейчас в Харькове сетей АЗС, которые регулярно выдают качественное топливо, единицы, сообщила начальник лаборатории, эксперт одной из украинских нефтекомпаний, пожелавшая сохранить инкогнито. Согласно ежемесячным исследованиям, хороший бензин разливают заправки «ОККО», «Татнефть» и «ОВИС». Тогда как дизельное топливо в Харьковской области отвратительное, отметила эксперт. По оценке ее лаборатории, по состоянию дизельного топлива Харьковская и Ивано-Франковская области лидируют в списке худших. А самое качественное топливо на Украине – в Кировоградской области.
Неудовлетворительное качество топлива на АЗС – это результат отсутствия контроля со стороны Госкомстандарта и Управления по защите прав потребителя, считает директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. Первый орган может проверять деятельность автозаправок, как в прочем и других предприятий, не чаще раза в год. У Государственного управления по защите прав потребителя, по словам Сапегина, иные проблемы – недостаточное финансирование и отсутствие рычагов воздействия. Штраф за отвратное топливо, как правило, не высокий, и предприниматели его быстро «покрывают».
Отчасти виноваты в низком качестве продаваемого бензина и автомобилисты, точнее, их инертная позиция. Если бы они чаще заявляли и отстаивали свои потребительские права, ситуация на украинских заправках уже давно бы поменялась к лучшему.
Как правило, невысокое качество – характерная черта маленьких не сетевых заправок. Но мелких предприятий, а соответственно и «бодяги», из-за активного развития рынка нефтепродуктов с каждым днем становится меньше. Их вытесняют крупные сети АЗС.
Однако в целом Сергей Сапегин отметил очевидное улучшение бензина на украинских АЗС. «Рынок нефтепродуктов сейчас более открытый, чем в 2005 году. Много привозного сырья, а оно выше по качеству, чем отечественное», –– сообщил директор «Психеи». По его оценке сейчас только 18% нефти – украинская, остальное – преимущественно Россия.
Украинский нефтерынок нуждается в грамотной государственной политике, считает заведующая лабораторией нефтекомпании «ОККО» Алла Сидорович. По ее словам, если сейчас не провести генеральную реконструкцию отечественных нефтепредприятий, через некоторое время владельцы элитных авто будут вынуждены возить топливо самолетами из-за границы, сообщает «Z».
Харьков, Дмитрий Орлов
Харьков. Другие новости 13.09.07
В Харькове из Т-64 делают «Булат». / К 2050 году почти половина украинцев вымрет. / «Русский блок» через «Новый Регион» ответил лидеру ДПНИ Александру Белову. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».