Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) Украины, представляя общественности отчет о своей деятельности за 2006 год, проявила необычную открытость в обсуждении проблем управления отраслью связи,– особенно учитывая преследовавшие эту структуру с момента ее создания упреки в кулуарности механизмов и непрозрачности процессов принятия решений. Однако, похоже, что откровенность несколько запоздала – и обсуждение за круглым столом, и последовавшие события показали, что в самой НКРС и вокруг нее образовался клубок противоречий, свидетельствующих о кризисе госрегулирования на украинском рынке связи.
Согласно отчету, НКРС перечислила в государственный бюджет Украины в 2006 году 1437,741 млн грн. Это на 360,304 млн грн больше запланированных 1077,438 млн грн. Средства получены за выдачу, продление и переоформление лицензий на пользование радиочастотным ресурсом (РЧР), лицензий на деятельность в сфере телекоммуникаций, выдачу телефонных номеров. Так, за выдачу лицензий на пользование РЧР поступило 330,387 млн грн (в 2005 – 268,74 млн грн), за выдачу лицензий в сфере телекоммуникаций – 44,907 млн грн (в 2005 – 54,35 млн грн), за выделение номерных ресурсов – 48,467 млн грн, а размеры сбора за предоставление услуг мобильной связи составили 941,396 млн. грн.
Отразилась интенсификация рынка и на общей отдаче отрасли: только в январе 2007 года от услуг связи, предоставленных операторами всех форм собственности, сумма обязательных платежей в бюджет составила 400 млн грн, что на 41,5% больше, чем в январе 2005 года. А количество абонентов мобильной связи на конец января возросло по сравнению с началом года на 3,4% и составило 50,7 млн чел.
Однако, как отметил директор департамента телекоммуникаций НКРС Владимир Гресько, количество соединений сетей общего пользования растет в стране без участия ОАО «Укртелеком». Инвентаризация договоров операторов о взаимосоединении показала, что в 2006 году число соединений номеров в сетях «Укртелекома» составило 5,4 млн, а в сетях прочих операторов телекоммуникаций – 5,7 млн. Это, по его мнению, объясняется не только слабыми техническими возможностями ОАО Винницкой, Донецкой, Житомирской, Херсонской и Черновицкой областях, но и непрозрачностью финансовых условий взаимосоединений через сеть «Укртелекома», что заставило операторов связи искать альтернативные возможности.
Бледно выглядит ОАО и в финансовом ракурсе. По сообщению директора департамента экономики и финансов НКРС Антонины Мандрыкиной, повышение «Укртелекомом» тарифов на городскую телефонную связь способствовало весьма незначительному улучшению финансового положения компании. В 2006 году рост доходов от местной связи в городах составил 14,3%, в сельской местности – 15,9%. Количество вновь установленных «Укртелекомом» телефонов фиксированной связи за прошлый год снизилось до 530 тыс (в 2005 – 600 тыс, в 2004 – 700 тыс).
О необходимости пересмотра решения о выдаче лицензии на мобильную связь 3G (третьего поколения) для ОАО «Укртелеком» заявил член НКРС Петр Семерей. «Укртелеком» до сих пор не смог развернуть мобильную связь, и фактически «не знает, что делать» с лицензией. Господин Семерей считает также, что это не единственная спорная лицензия, и призывает к публичному пересмотру ряда ранее принятых решений, чтобы «вернуть доверие участников рынка».
Еще одной болезненной проблемой является финансирование бюджетной программы «Руководство и управление в сфере регулирования связи». И.о. председателя НКРС Ольга Филиппова (глава Комиссии Олег Гайдук находится на больничном), в своем докладе сообщила, что программа в 2006 году была обеспечена всего на 77,2% – выделено 17,859 млн грн, тогда как запланировано было 11,612 млн грн на содержание центрального аппарата НКРС и 11,514 млн грн – на Государственную инспекцию связи. Более того, в прошлом году вообще не проводилось финансирование бюджетной программы конверсии радиочастот (запланировано было 2,624 млн грн). Не нашлось на это средств и в бюджете-2007. Ни копейки не выделено также и на мониторинг радиочастотного диапазона – механизм, обеспечивающий корректное «разведение» операторов связи по полосам и ареалам, а следовательно – гарантированное качество связи. Госпожа Филиппова подчеркнула, что телекоммуникационные компании платят соответствующий сбор в бюджет, откуда средства на обеспечение мониторинга попросту «не возвращаются». Таким образом, пользователи платят государству некий дополнительный налог (в составе тарифов), ничего не получая в ответ. Предложения НКРС об аккумулировании «мониторинговых средств» как целевых отчислений – не встретили пока понимания ни в Кабмине, ни в Верховной Раде.
Особую же остроту приобрело противостояние между НКРС и Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ). Камень преткновения – частотный диапазон 3400-3800 МГц, предназначенный для внедрения широкополосной технологии WiMAX. По решению НКРС, КРРТ должен был освободить
этот диапазон, в пределах которого уже выданы лицензии на беспроводную связь, и перейти на частоты 3800-4200МГц. Но поскольку миграция требует значительных затрат, КРРТ не желает его производить, несмотря на то, что работающая в этом диапазоне радиорелейная связь в соответствии с Планом использования РЧР Украины должна закончить свое существование в 2011 году. Если к этому времени КРРТ не перейдет на современные средства связи, он может оказаться на грани расформирования. Тем не менее, к примеру, глава Ровенского областного телерадиопередающего центра (ОРТПЦ), выступивший в ходе обсуждения отчета НКРС, заявил, что отказал и будет отказывать представителям НКРС в проверке деятельности ОРТПЦ и дал понять, что так могут поступить и другое его коллеги. А это означает, что НКРС не в состоянии выполнить свои обязательства перед лицензиарами, поскольку совместное использование указанных частот технически невозможно, и компании, приобретшие лицензии, терпят ежедневные убытки.
С мягкой критикой деятельности НКРС выступил новый глава Госсвязи Александр Баранов. Он счел прозвучавшие доклады представителей Комиссии недостаточно информативными, работу ее – недостаточно открытой, малодискуссионной. Он считает необходимым поднять эффективность взаимодействия НКРС с другими государственными органами в области связи, более активно влиять на совершенствование телекоммуникационного законодательства с учетом международных стандартов.
Зато народный депутат Виталий Корж – автор целого ряда законопроектов, не раз вызывавших протесты ассоциаций участников рынка, обрушился на НКРС с критикой крайне резкой. Он обвинил членов Комиссии в отсутствии единой позиции по многим ключевым вопросам госрегулирования, напомнил, что их долг – прежде всего, стоять на страже интересов государства, а также заявил, что комиссары не имеют права воздерживаться при голосовании даже в случае несогласия с предлагаемыми вариантами решений: это, дескать, противоречит статусу госслужащих. Кроме того, он обвинил Комиссию в лоббировании решений, «выгодных отдельным компаниям».
Пикантность ситуации заключается в том, что именно г-на Коржа негостударственные игроки рынка связи не раз обвиняли в разработке законопроектов, «выгодных отдельным телекоммуникационным компаниям», близким как СБУ, так и к бизнесу семейства нардепа.
Кстати, недавно Виталий Корж (БЮТ) и Владимир Сивкович (Партия Регионов) зарегистрировали новый законопроект – номер 3169 от 13 февраля 2007 года, – о НКРС. В нем предложено сделать НКРС подотчетной Верховной Раде, а координацию ее деятельности делегировать Кабмину. Главу НКРС предполагается назначать и увольнять через Кабмин по представлению премьер-министра и при по согласовании с ВР, а шестерых членов Комиссии назначать исключительно распоряжением Кабмина. Принятие такого закона потребует внесения изменений в Законы Украины «О телекоммуникациях», «О радиочастотном ресурсе Украины», «О почтовой связи» и в Указ президента Украины «О Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины» от 21 августа 2004 года номер 943/2004. Если это произойдет, НКРС рискует стать очередным столом для армрестлинга между Кабмином и Радой.
Впрочем, это не первый законопроект об НКРС: ранее нардепы Артем Синица (ПР) и Михаил Мельничук (Соцпартия Украины) зарегистрировали проект закона, которым предлагалось снизить число членов НКРС с нынешних 8 до 6, троих из которых по предоставлению премьера должно назначать правительство, а троих – ВР. Напомним, что сейчас всех восьмерых по представлению премьер-министра назначает и увольняет президент страны. Оба новых проекта «избавляют» последнего от влияния на НКРС, но законопроект Коржа-Сивякова открывает гораздо больше простора для подковерных игр, оставляя за ВР влияние только на кандидатуру главы комиссии.
Очевидно, борьба вокруг НКРС уже началась. В рассылку ИКТ-Конгресса Украины поступило сообщение о том, что вчера в помещении Комиссии состоялось внеочередное открытое совещание при участии следующих членов НКРС: Апасова С.И., Ежовой Л.М., Семерея П.И., Склярова С.И., а также представителей рынка (от ИнАУ – Попова Т.В., Кравченко В.В.; от ТЕЛАСа – Соловьев Ю.А.; Общественного совета при НКРС – Дронюк А.М., Каплуненко С.; компаний «Киевстар», УНТ, УАНИК), на котором было зачитано открытое заявление вышеуказаных членов НКРС по поводу срыва намеченного на 10:00 06.03.07 года заседания Комиссии, а также – относительно ситуации, которая сложилась в последнее время в НКРС (полный текст заявления к этому часу не обнародован). Перечисленные члены НКРС выразили общественности свою обеспокоенность относительно легитимности принятых и подписанных решений от имени НКРС исполняющей обязанности Филипповой О.И. ввиду болезни главы Комиссии. В результате принятия подобных решений, считают они,– возникает риск опротестования в судебном порядке таких действий и признания документов, подписанных Филипповой О.И. в качестве и.о. председателя НКРС, незаконными. Последствия этого, по их мнению, негативно скажутся на всей отрасли. Упомянутые члены НКРС заявили также о фактах подписания и.о. председателя НКРС документов от имени Комиссии, по которым решения коллегиального органа не принимались, и о ситуациях, свидетельствующих о попытках ведения «двойного регулирования рынка». По результатам дискуссии председателем Общественного совета было предложено провести открытое заседание Общественного совета с участием всех членов НКРС и представителей субъектов рынка с целью обсуждения открытого заявления членов НКРС. Предварительно заседание Общественного совета при НКРЗ намечено на 13 марта 2007 года.
«Новый Регион» будет следить за развитием ситуации.
Киев, Ирина Бохно
Киев. Другие новости 07.03.07
Александр Абдулов: «почему это Киев – ваш? Киев – наш» (ФОТО). / В мэрии Киева установили Машину времени (ФОТО). / У сотрудников мэрии Севастополя случился приступ склероза. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».