НКРС Украины: на ковре и под ковром
Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) Украины, представляя общественности отчет о своей деятельности за 2006 год, проявила необычную открытость в обсуждении проблем управления отраслью связи,– особенно учитывая преследовавшие эту структуру с момента ее создания упреки в кулуарности механизмов и непрозрачности процессов принятия решений. Однако, похоже, что откровенность несколько запоздала – и обсуждение за круглым столом, и последовавшие события показали, что в самой НКРС и вокруг нее образовался клубок противоречий, свидетельствующих о кризисе госрегулирования на украинском рынке связи.
Согласно отчету, НКРС перечислила в государственный бюджет Украины в 2006 году 1437,741 млн грн. Это на 360,304 млн грн больше запланированных 1077,438 млн грн. Средства получены за выдачу, продление и переоформление лицензий на пользование радиочастотным ресурсом (РЧР), лицензий на деятельность в сфере телекоммуникаций, выдачу телефонных номеров. Так, за выдачу лицензий на пользование РЧР поступило 330,387 млн грн (в 2005 – 268,74 млн грн), за выдачу лицензий в сфере телекоммуникаций – 44,907 млн грн (в 2005 – 54,35 млн грн), за выделение номерных ресурсов – 48,467 млн грн, а размеры сбора за предоставление услуг мобильной связи составили 941,396 млн. грн.
Отразилась интенсификация рынка и на общей отдаче отрасли: только в январе 2007 года от услуг связи, предоставленных операторами всех форм собственности, сумма обязательных платежей в бюджет составила 400 млн грн, что на 41,5% больше, чем в январе 2005 года. А количество абонентов мобильной связи на конец января возросло по сравнению с началом года на 3,4% и составило 50,7 млн чел.
Однако, как отметил директор департамента телекоммуникаций НКРС Владимир Гресько, количество соединений сетей общего пользования растет в стране без участия ОАО «Укртелеком». Инвентаризация договоров операторов о взаимосоединении показала, что в 2006 году число соединений номеров в сетях «Укртелекома» составило 5,4 млн, а в сетях прочих операторов телекоммуникаций – 5,7 млн. Это, по его мнению, объясняется не только слабыми техническими возможностями ОАО Винницкой, Донецкой, Житомирской, Херсонской и Черновицкой областях, но и непрозрачностью финансовых условий взаимосоединений через сеть «Укртелекома», что заставило операторов связи искать альтернативные возможности.
Бледно выглядит ОАО и в финансовом ракурсе. По сообщению директора департамента экономики и финансов НКРС Антонины Мандрыкиной, повышение «Укртелекомом» тарифов на городскую телефонную связь способствовало весьма незначительному улучшению финансового положения компании. В 2006 году рост доходов от местной связи в городах составил 14,3%, в сельской местности – 15,9%. Количество вновь установленных «Укртелекомом» телефонов фиксированной связи за прошлый год снизилось до 530 тыс (в 2005 – 600 тыс, в 2004 – 700 тыс).
О необходимости пересмотра решения о выдаче лицензии на мобильную связь 3G (третьего поколения) для ОАО «Укртелеком» заявил член НКРС Петр Семерей. «Укртелеком» до сих пор не смог развернуть мобильную связь, и фактически «не знает, что делать» с лицензией. Господин Семерей считает также, что это не единственная спорная лицензия, и призывает к публичному пересмотру ряда ранее принятых решений, чтобы «вернуть доверие участников рынка».
Еще одной болезненной проблемой является финансирование бюджетной программы «Руководство и управление в сфере регулирования связи». И.о. председателя НКРС Ольга Филиппова (глава Комиссии Олег Гайдук находится на больничном), в своем докладе сообщила, что программа в 2006 году была обеспечена всего на 77,2% – выделено 17,859 млн грн, тогда как запланировано было 11,612 млн грн на содержание центрального аппарата НКРС и 11,514 млн грн – на Государственную инспекцию связи. Более того, в прошлом году вообще не проводилось финансирование бюджетной программы конверсии радиочастот (запланировано было 2,624 млн грн). Не нашлось на это средств и в бюджете-2007. Ни копейки не выделено также и на мониторинг радиочастотного диапазона – механизм, обеспечивающий корректное «разведение» операторов связи по полосам и ареалам, а следовательно – гарантированное качество связи. Госпожа Филиппова подчеркнула, что телекоммуникационные компании платят соответствующий сбор в бюджет, откуда средства на обеспечение мониторинга попросту «не возвращаются». Таким образом, пользователи платят государству некий дополнительный налог (в составе тарифов), ничего не получая в ответ. Предложения НКРС об аккумулировании «мониторинговых средств» как целевых отчислений – не встретили пока понимания ни в Кабмине, ни в Верховной Раде.
Особую же остроту приобрело противостояние между НКРС и Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ). Камень преткновения – частотный диапазон 3400-3800 МГц, предназначенный для внедрения широкополосной технологии WiMAX. По решению НКРС, КРРТ должен был освободить
этот диапазон, в пределах которого уже выданы лицензии на беспроводную связь, и перейти на частоты 3800-4200МГц. Но поскольку миграция требует значительных затрат, КРРТ не желает его производить, несмотря на то, что работающая в этом диапазоне радиорелейная связь в соответствии с Планом использования РЧР Украины должна закончить свое существование в 2011 году. Если к этому времени КРРТ не перейдет на современные средства связи, он может оказаться на грани расформирования. Тем не менее, к примеру, глава Ровенского областного телерадиопередающего центра (ОРТПЦ), выступивший в ходе обсуждения отчета НКРС, заявил, что отказал и будет отказывать представителям НКРС в проверке деятельности ОРТПЦ и дал понять, что так могут поступить и другое его коллеги. А это означает, что НКРС не в состоянии выполнить свои обязательства перед лицензиарами, поскольку совместное использование указанных частот технически невозможно, и компании, приобретшие лицензии, терпят ежедневные убытки.
С мягкой критикой деятельности НКРС выступил новый глава Госсвязи Александр Баранов. Он счел прозвучавшие доклады представителей Комиссии недостаточно информативными, работу ее – недостаточно открытой, малодискуссионной. Он считает необходимым поднять эффективность взаимодействия НКРС с другими государственными органами в области связи, более активно влиять на совершенствование телекоммуникационного законодательства с учетом международных стандартов.
Зато народный депутат Виталий Корж – автор целого ряда законопроектов, не раз вызывавших протесты ассоциаций участников рынка, обрушился на НКРС с критикой крайне резкой. Он обвинил членов Комиссии в отсутствии единой позиции по многим ключевым вопросам госрегулирования, напомнил, что их долг – прежде всего, стоять на страже интересов государства, а также заявил, что комиссары не имеют права воздерживаться при голосовании даже в случае несогласия с предлагаемыми вариантами решений: это, дескать, противоречит статусу госслужащих. Кроме того, он обвинил Комиссию в лоббировании решений, «выгодных отдельным компаниям».
Пикантность ситуации заключается в том, что именно г-на Коржа негостударственные игроки рынка связи не раз обвиняли в разработке законопроектов, «выгодных отдельным телекоммуникационным компаниям», близким как СБУ, так и к бизнесу семейства нардепа.
Кстати, недавно Виталий Корж (БЮТ) и Владимир Сивкович (Партия Регионов) зарегистрировали новый законопроект – номер 3169 от 13 февраля 2007 года, – о НКРС. В нем предложено сделать НКРС подотчетной Верховной Раде, а координацию ее деятельности делегировать Кабмину. Главу НКРС предполагается назначать и увольнять через Кабмин по представлению премьер-министра и при по согласовании с ВР, а шестерых членов Комиссии назначать исключительно распоряжением Кабмина. Принятие такого закона потребует внесения изменений в Законы Украины «О телекоммуникациях», «О радиочастотном ресурсе Украины», «О почтовой связи» и в Указ президента Украины «О Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины» от 21 августа 2004 года номер 943/2004. Если это произойдет, НКРС рискует стать очередным столом для армрестлинга между Кабмином и Радой.
Впрочем, это не первый законопроект об НКРС: ранее нардепы Артем Синица (ПР) и Михаил Мельничук (Соцпартия Украины) зарегистрировали проект закона, которым предлагалось снизить число членов НКРС с нынешних 8 до 6, троих из которых по предоставлению премьера должно назначать правительство, а троих – ВР. Напомним, что сейчас всех восьмерых по представлению премьер-министра назначает и увольняет президент страны. Оба новых проекта «избавляют» последнего от влияния на НКРС, но законопроект Коржа-Сивякова открывает гораздо больше простора для подковерных игр, оставляя за ВР влияние только на кандидатуру главы комиссии.
Очевидно, борьба вокруг НКРС уже началась. В рассылку ИКТ-Конгресса Украины поступило сообщение о том, что вчера в помещении Комиссии состоялось внеочередное открытое совещание при участии следующих членов НКРС: Апасова С.И., Ежовой Л.М., Семерея П.И., Склярова С.И., а также представителей рынка (от ИнАУ – Попова Т.В., Кравченко В.В.; от ТЕЛАСа – Соловьев Ю.А.; Общественного совета при НКРС – Дронюк А.М., Каплуненко С.; компаний «Киевстар», УНТ, УАНИК), на котором было зачитано открытое заявление вышеуказаных членов НКРС по поводу срыва намеченного на 10:00 06.03.07 года заседания Комиссии, а также – относительно ситуации, которая сложилась в последнее время в НКРС (полный текст заявления к этому часу не обнародован). Перечисленные члены НКРС выразили общественности свою обеспокоенность относительно легитимности принятых и подписанных решений от имени НКРС исполняющей обязанности Филипповой О.И. ввиду болезни главы Комиссии. В результате принятия подобных решений, считают они,– возникает риск опротестования в судебном порядке таких действий и признания документов, подписанных Филипповой О.И. в качестве и.о. председателя НКРС, незаконными. Последствия этого, по их мнению, негативно скажутся на всей отрасли. Упомянутые члены НКРС заявили также о фактах подписания и.о. председателя НКРС документов от имени Комиссии, по которым решения коллегиального органа не принимались, и о ситуациях, свидетельствующих о попытках ведения «двойного регулирования рынка». По результатам дискуссии председателем Общественного совета было предложено провести открытое заседание Общественного совета с участием всех членов НКРС и представителей субъектов рынка с целью обсуждения открытого заявления членов НКРС. Предварительно заседание Общественного совета при НКРЗ намечено на 13 марта 2007 года.
«Новый Регион» будет следить за развитием ситуации.
Киев, Ирина Бохно
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».