Эксперты: выборы на Украине будут грязными и озолотят прессу
Официальный старт избирательной кампании в Верховную Раду Украины может быть объявлен в первых числах августа. По крайней мере, на такое решение Центральной избирательной комиссии рассчитывают в Секретариате президента Виктора Ющенко. По мнению некоторых экспертов, если выборы народных депутатов состоятся 30 сентября, то сопровождающая их борьба за электоральную поддержку будет самой грязной, с точки зрения использования информационных ресурсов. Какие технологии будут задействованы политиками в ходе досрочных выборов? Об этом «Новый Регион» спросил у политологов.
Виктор Небоженко, руководитель Центра политических исследований «Украинский барометр»:
«Одну сегодня рассекретила Юлия Тимошенко. Будет игра в референдум. Тимошенко предлагает референдум относительно изменений Конституции. Это и понятно! Любой начинающий политтехнолог предложит усилить возможности коммуникации с электоратом, а обращение по поводу референдума – это один из способов собрать голоса. Я думаю, точно такую же фишку будет использовать и Партия Регионов.
Потом будет черный пиар, потому что очень мало времени, а нанесение негативных информационных ударов быстрее возбуждают электорат, чем попытка внести какие-то позитивные электоральные информационные поводы. Все будут поливать всех, но как-то особым образом. Впервые невидимая граница между Западом и Восток пройдет именно в избирательных кампаниях, то есть Партия Регионов будет уничтожать любых потенциальных противников на своей территории, а БЮТ и «Наша Украина» будут сражаться друг с другом».
Тарас Березовец, директор департамента политического консалтинга Martin Group:
«Принципиальные отличия от предыдущей кампании будут заключаться в том, что выборы будут вестись в основном с использованием информационных ресурсов в местных СМИ и интернете. Особенностью будет также то, что очень сильно станут использоваться диверсионные технологии, направленные на подрыв деятельности конкурентов, то есть, будут распространяться слухи о том, что деньги закончились в штабах, либо люди разбегаются, либо какие-то конфликты среди руководителей происходят. Работать по этой теме будут как раз бывшие сотрудники специальных служб, которые сейчас активно привлекаются всеми центральными штабами. Также будут существенно увеличены бюджеты на прямую рекламу, в том числе телевизионную. Общий бюджет кампаний будет, конечно, меньше, чем в 2006 году, но бюджеты на телевидение, на радио, на прессу пропорционально займут большую часть. В отличие от прошлой кампании привлечение иностранных специалистов идет в основном в пользу западных специалистов, в первую очередь американцев. Россияне, если и работают в штабах некоторых определенных сил, в первую очередь, в штабе Партии Регионов, частично с БЮТом сотрудничают, но уже гораздо меньше.
Проведение народного референдума относительно изменения Конституции, предложенного Юлией Тимошенко, – это логично, и в нем заинтересованы и Тимошенко, и президент, потому что и Ющенко, и Тимошенко вдвоем смотрят на следующую президентскую кампанию. Естественно, становиться президентом при нынешних урезанных полномочиях им не хочется. Основная идея заключалась не в том, чтобы провести досрочные выборы, естественно, состав парламента не поменяется, это все понимают, а идея как раз заключается в том, чтобы с помощью этих выборов изменить Конституцию, вернуться к прежней системе, при которой президент является ключевым лицом исполнительной власти, а не Кабинет министров».
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества:
«В первую очередь политические силы будут привлекать электорат через использование «политического гламура». Фактически речь идет о трех политических силах, которые можно назвать «гламурными». Они будут делать ставку на телевидение – на реалити-шоу, на яркие красивые ролики, на ничего не значащие, но стильно оформленные инициативы, скажем, «европейская инициатива», «перевыборы справедливы» и тому подобные вещи, но эти фишки не связаны с потребностями рядового избирателя. С одной стороны они будут привлекать тех избирателей, которые поддаются манипуляциям, с другой – будут формировать у избирателей устойчивое мнение, сразу же в день выборов даже, о том, что избирателя просто кинули.
Народный референдум 30 сентября от Тимошенко – это чистой воды популизм, для этого необходимо решение Центральной избирательной комиссии. Есть еще порядок обжалования подобного решения. Необходимо еще собрать достаточное количество подписей. Эти подписи должны быть проверены. Проведение референдумов по народной инициативе или инициативе политиков по сбору подписей – это достаточно долгоиграющая процедура. И провести референдум 30 сентября не реально, с любых точек зрения это – просто популизм. Однако подобные фишки будут и дальше использоваться».
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
«Я ожидаю кампанию с игнорированием законов. Для меня очевидно, что выход за предела закона будет очень широким, и что попытки фальсификаций будут очень значительными, и они будут ограничены исключительно только контролем со стороны конкурирующей силы.
Предложенный Тимошенко референдум я считаю, что это еще один пример нарушения Конституции. У нас есть закон, по которому для инициирования такого референдума необходимо собрать 3 миллиона подписей. Потом президент объявит по определенному типу вопросов референдум. Но есть и другой способ внесения изменений в Конституцию – через парламент. Ясно, что они – инициаторы референдума – этого не хотят. Вообще любой способ принятия на референдуме сложного закона, а нет более сложного, чем Конституция, – это не дело людей принимать решение по этим вопросам. Я думаю, что это чистая попытка обвести людей вокруг пальца, воспользовавшись способами манипуляции общественного сознания для получения нужного результата».
Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ:
«Эти выборы будут отличаться от всех предыдущих кампаний концентрацией грязи «на один квадратный сантиметр рекламы». Данная избирательная кампания будет отличаться от предыдущих двух небывалым за последних каких-то 2-3 года использованием административного ресурса. Мы уже видим, как в буквальном смысле слова «нагибают» губернаторов, чтобы они напрягали все ресурсы регионов для агитации за одну конкретную политическую силу.
Конечно же, в окружении президента и вокруг БЮТ есть немало людей, которые хотят использовать и референдум для своей кампании, поскольку это очень удобный способ вынесения популистских лозунгов на голосование, вроде отмены депутатской неприкосновенности и так далее».
Олесь Доний, председатель Центра исследований политических ценностей:
«Уже заметно, что политические силы не так предлагают какие-то позитивные программы, как ориентированы на борьбу с основным врагом, то есть основное – это сохранение собственного электората. Соответственно в «бело-голубых» (рекламных) роликах Партии Регионов идут нападки на «оранжевых». С другой стороны, в агитационных материалах «оранжевого» блока снова-таки идет упор не на позитивную программу, а на борьбу с условными предателями или бандитами, то есть, повтор тех же самых идеологических штампов, которые вряд ли позволят вырваться из круга биполярного противостояния.
Досрочные выборы – это фактически подготовка к следующим президентским выборам, и идет борьба за лидерство в каждой из электоральных групп. Виктор Янукович хочет усилить собственные позиции, для этого он заинтересован максимально персонифицировать кампанию «регионалов». С другой стороны, в следствие досрочных выборов у Ющенко появился очень неплохой шанс опередить Юлию Тимошенко, которая ранее была лидером «оранжевых» симпатий, в рейтинге и соответственно стать фаворитом следующей президентской гонки.
Технологически совместить референдум, о котором заявила Тимошенко, с выборами 30 сентября не реально».
Киев, Ксения Гудко
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».