В Новороссии и Крыму новая мода – устанавливать памятники российской императрице Екатерине Второй. Чем в большей степени такая тенденция обусловлена: неожиданно возникшим желанием почтить память основательницы многих городов этого региона или же стремлением позлить украинских националистов, 16 лет навязывавших Югу страны чуждую идеологию? Об этом пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Елена Маргвелашвили.
В большей степени, конечно, памятники Екатерине восстанавливают по второй причине. Хотя не нужно забывать, что в советские годы имя Екатерины местным историкам было запрещено упоминать. В Севастополе, например, школьникам рассказывали, что город основал Суворов, хотя прославленный полководец всего-навсего однажды постоял на берегу местной бухты.
Однако когда Союз пал, об императрице-основательнице в Одессе, Симферополе и Севастополе вспомнили только особо погруженные в местную историю краеведы. Освежению исторической памяти горожан, думается, особо способствовал президент Ющенко, который вот уже три года своего президентства уделяет много внимания памятным датам.
Но не всем подряд, а лишь тем, которые можно трактовать в антироссийском ключе. Вырисовывается такая двухцветная примитивная историческая картинка, в которой украинцы всегда герои или, на худой конец, жертвы, а русские – мрачные злодеи-кровопийцы. И вот в нее тот неоспоримый факт, что Екатерина Вторая основала ряд причерноморских городов никак не вписывается. Не могла российская императрица сделать ничего полезного. Почему? Потому что российская.
Очень забавно выглядят чиновники, которые пытаются «объединять Украину» в рамках господствующей ныне черно-белой концепции национальной истории. Так председатель севастопольской городской администрации Сергей Куницын недавно высказался за то, чтобы в городе русской славы поставили памятники и Екатерине, и гетману Сагайдачному. «Нужно искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет», – пояснил он.
Вряд ли севастопольцев объединит памятник гетману, о котором они ничего не знают. А уж памятник российской императрице их точно не разъединит, как и подавляющее большинство одесситов. Поэтому высказывания Куницына адресованы Киеву и носят откровенно лакейский характер. А что ожидать от человека, который ради Ющенко предал Крым и добровольно ушел с поста премьера автономии, публично рыдая в телекамеры?
Озвучивая идею с Сагайдачным, Куницын из верноподданеческих чувств пытается следовать ущербной черно-белой логике Ющенко: уравновесить «плохую» россиянку «хорошим» украинцем. Но история – вещь многоцветная. Парадоксально, но в биографии Сагайдачного содержатся факты, которые могут «оправдать» Екатерину, разогнавшую Запорожскую Сечь. Именно в этом ее обвиняют националисты.
Итак, о гетмане Сагайдачном в учебнике Виктора Мисана «Введение в историю Украины» говорится как о талантливом организаторе военных походов против Крымского ханства (меджлис не выставит пикет под новым памятником?). Затем сразу описана битва под Хотиным, где запорожцы выступили с поляками против турков. Приводится также народная песня о том, как Сагайдачный променял жену на трубку с табаком. Все.
Подразумевается, что школьники не должны знать о том, что гетман-герой ходил со своим войском на Москву. Сам этот факт в контексте новой украинской истории можно было бы поставить в заслугу. Да вот беда, сохранились многочисленные летописные упоминания о том, как «черкасы» Сагайдачного разоряли монастыри и вырезали мирное население.
Вот, например, из Бельской летописи: «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал».
В Летописи Калужской об этом говорится так. В 1618 году польский кролевич от Троицкой Сергиевой Лавры велел гетману Сагайдачному идти под Калугу. Меркушка Соколовский, ушедши из тюрьмы, подвел Сагайдачного ночью к Калуге и берегом реки Оки к глухой башне, через которую вошли в острог, которой взят, сожжен и побито множество народа. Но так как люди в городе (Кремле) не сдавались, то Сагайдачный стоял под Калугою до самого замирения, т.е. по 1 декабря того 1618 года. Казаки Сагайдачного , не смотря на продолжение тех переговоров, производили в Калужской области и в местах, прилегавших к Оке, разбои и опустошения: жителей вырезали, церкви жгли и все совершенно разграбили. Обыватели всех мест, где только являлись все истреблявшие шайки Сагайдачного, бросали свои жилища, и спасались только бегством в Москву толпами.
Не вошли в украинский учебник и многочисленные факты предательства Сагайдачным своего войска. Он неоднократно подписывал с поляками договоры о сокращении реестрового казачества и возвращении «запорог» в крепостную зависимость от шляхты.
А когда недовольство личного состава стало угрожать его гетманскому положению, Сагайдачный предложил союз… русскому царю Михаилу Федоровичу. Главнокомандующий запорожским войском направил посольство в Москву с письмом следующего содержания: «Памятуючи то, как предки их прежним великим государем, царем и великим князем повинность всякую чинили и им служили и за свои службы царское милостивое жалованье себе имели, так же и они царскому величеству служити готовы против всяких его царского величества неприятелей».
Однако в Москве слишком хорошо помнили зверства Сагайдачного и потому не приняли его предложения. А то Переяславская Рада могла случиться на 30 лет раньше. Как бы то ни было, история славного гетмана и его верного полякам войска объясняет и мотивы Петра Первого, заставлявшего казаков рыть каналы на Неве, и мотивы Екатерины, запретившей Сечь. Не будем забывать и о предателе Мазепе, приведшем шведов на Украину.
Подводя итог, констатируем, что святых нужно искать в Житии, а героев в сказках. Реальные исторические личности возможно потому и вошли в историю, что отличались подлостью и жестокостью. И украинские гетманы немногим отличаются о русских царей. Делать историю фактом современной общественной жизни всегда опасно. Выливая ушаты грязи на чужих героев, подвергаешь риску своих.
Что же касается «объединения Украины», то пусть хоть раз пример покажет не Восток и Юг, до сих пор покорно тыкающие памятники Шевченко по своим населенным пунктам, а Запад. Пусть, например, в Черновцах восстановят памятник «ястребкам», а во Львове рядом с семиметровым Бандерой поставят Сталина, присоединившего Галичину к советской Украине.
Киев, Елена Маргвелашвили
Киев. Другие новости 01.11.07
Вместо ДПНИ и «Русского блока» в Севастополе «Русский марш» проведет ЕСМ. / Секретариат Ющенко объявил измену Мазепы «созданием украинско-шведского союза». / Музыканты De Phazz во время турне по Украине ушли «в запой». Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».