AMP18+

Киев

/

Энергетическую политику Украины отныне определяют олигархи из «Привата»

Многолетняя борьба группы «Приват» за полный контроль над украинской нефтедобычей, производством и реализацией топлива подходит к победному концу. Неудивительно: ведь «оранжевые» во власти все время играли с этой ФПГ в поддавки, пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Вероника Ост.

Вчера собственник крупнейшей сети АЗС в Украине – ЗАО «Укрнафта» – прекратил продажу топлива. Большинство экспертов согласны с тем, что таким образом группа «Приват» шантажирует правительство.

Формальным поводом для остановки АЗС стала якобы невозможность провести тендерные закупки. Согласно действующему законодательству, в тендере должно принимать участие не менее трех претендентов. Но, поскольку условия конкурса выписаны под группу «Приват», которая контролирует «Укранафту», желающих подавать заявки на участие нет. Тем более, что гипотетическим участникам придется заплатить немалые деньги за консультационные услуги структурам, которыми обросла Тендерная плата Украины – главная кормушка Блока Тимошенко.

Эту малую беду правительство будет в спешном порядке разрешать уже в среду. Как сообщает управление по связям со СМИ Секретариата Кабмина, порядок закупки социально важных товаров будет упрощен. Решение проблемы, говорится в сообщении, позволит разблокировать закупку социально значимых групп товаров и услуг, таких как продукты питания, уголь, бензин, дизтопливо, лекарства, а также позволит настроить их бесперебойную доставку школам, больницам, детским садам. Ключевое слово – «бензин», детей и больных приплели по привычке к популизму.

Однако избавиться от Коломойского и Боголюбова малой кровью не удастся. Монополия на поставку бензина на АЗС для этих олигархов – мелочь, повод поиграть мускулами. Главная задача «Привата» – приватизация «Укранафты». В настоящее время государству в лице «Нафтогаза» принадлежит 50% + 1 акция ЗАО, «Привату» – 42% акций. Коломойский поставил вопрос о безальтернативной продаже госпакета практически сразу после назначения «оранжевого» правительства – в январе этого года. Однако длительные переговоры со свеженазначенным председателем правления НАК Олегом Дубиной ни к чему не привели (возможно потому, что Дубина представляет интересы другого олигарха – Виталия Гайдука). Против сдачи «Укрнафты» «Привату» резко выступил даже Секретариат Ющенко, который раньше всегда чутко прислушивался к пожеланиям Коломойского.

После этого было сорвано собрание акционеров «Укрнафты» 23 января, на котором должны были быть распределены дивиденды. Таким образом, около 400 миллионов долларов, которые могло бы получить украинское государство, остались в распоряжении компании «Укрнафта» на неопределённый срок. Этого Коломойскому показалось мало – на этой неделе он продемонстрировал, что может по собственному желанию обваливать украинский рынок бензина.

Можно с уверенностью говорить о том, что «Привату» удастся в ближайшее время юридически оформить владение «Укрнафтой», то есть, получить формальный полный контроль над 75% добычи нефти и 16-18% добычи природного газа на Украине, которую фактически он и так контролирует.

Кроме этого структуры «Привата» владеют 74% акций ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» и 72% акций ОАО «Надворнянский нефтеперерабатывающий завод «Нефтехимик Прикарпатья». Группа осуществила рейдерский захват этих предприятий, переписав на себя акции луцкой группы «Континиум» из «Галичины» и британской компании «Watford Petroleum Ukraine» из «Галичины» и «Нефтехимика Прикарпатья».

Примерно по такой же схеме в прошлом году «Приват» захватил и Кременчугский НПЗ, который контролировала «Татнафта». В мае 2007 года в пользу «Нафтогаза Украины» были списаны акции швейцарской фирмы «AmRuz Traiding AG» (8,336%) и американской «SeaGroup International plc.» (9,96%), которые проводили общую политику с министерством имущества и земельных ресурсов Татарстана, владеющим 28,9% акций, и с компанией «Татнефть» (8,6%). И хотя аффилированное с группой «Приват» ООО «Корсан» владеет всего 1,2%, Коломойскому и Боголюбову удалось посадить на предприятии свой менеджмент. Так же, как и в «Укрнафте», они управляют госпакетом «Нафтогаза Украины». Правительство Януковича пыталось передать его Фонду госимущества, но Виктор Ющенко отменил это постановление, отдав Кременчугский НПЗ «Привату».

Кроме того, «Приват» на сегодня владеет самой крупной сетью АЗС – около 800 единиц. Следует также учесть, что из трех украинских НПЗ, контролируемых россиянами, на сегодняшний день работает только один – Лисичанский (16 млн. тонн в год), поскольку в свое время правительство Тимошенко, обнулив ввозные пошлины не бензин, сделало невыгодной переработку импортной нефти на Украине. Для справки: мощность Кременчугского завода – 18,6 млн. тонн в год.

В итоге группа «Приват» на сегодняшний день является единственным монополистом в сфере добычи нефти, ее переработки и реализации бензина на розничном рынке. При поддержке Ющенко и Тимошенко олигархи Коломойский и Боголюбов получили такую экономическую власть, что теперь даже не напрягаясь на поиски лоббистов могут диктовать президенту и правительству, какую те должны проводить внутреннюю и внешнюю энергетическую политику.

Именно «Приват» сегодня настаивает на аверсном режиме нефтепровода «Одесса-Броды», стремясь вытеснить с трубы своего последнего конкурента – ТНК-ВР, владеющую Лисичанским НПЗ. И вот уже 22 января 2008 года компания «Укртранснефть» уведомила российскую компанию-оператора нефтепровода «Одесса-Броды» в реверсном режиме о намерении изменения тарифа на прокачку нефти с $0,6 до $7,1 за транспортировку 1 тонн нефти на 100 км. Эксперты считают, что такое значительное повышение тарифа ставит под вопрос целесообразность участия в этом проекте ТНК-ВР, которая и по нынешним тарифам, практически не получает прибыли от эксплуатации трубопровода.

Если вы думаете, что «Приват» борется за «Одессу-Броды» исходя из национальных интересов Украины, то глубоко ошибаетесь. Речь не идет об альтернативном российскому транзите нефти в Европу. Стратегический трубопровод, по мнению Боголюбова и Коломойского, должен всего-навсего обеспечить сырьем два принадлежащих им завода на Западной Украине. Поэтому по «Одесса-Броды» планируют качать всего-навсего пять миллионов тонн нефти. Ровно столько, чтобы обеспечить нефтью НПЗ «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья». Заметим, что согласно последним договоренностям ТНК-ВР прокачивает 9 млн. тонн в год.

А все дело в том, что после захвата Кременчугского НПЗ российские поставщики объявили бойкот украинскому предприятию. Все переговоры с российскими нефтяными компаниями (Лукойлом, ТНК-ВР, «Газпром-нефтью» и «Роснефтью») о закупке сырья закончились безрезультатно.

Чтобы заполнить мощности группа «Приват» принимает решение направить всю нефть, добываемую «Укрнафтой» в Кременчуг, поскольку на левом берегу Днепра бензин легче реализовывать: там большие города Восточной Украины и львиная часть АЗС.

В результате без работы осталось 7 тысяч недовольных пассионарных галичан на двух НПЗ. Группа «Приват» полагает, что проблему загрузки ее предприятий на Западе страны должно решать государство, благо оно уже неоднократно демонстрировало готовность это делать. А если откажется, у Коломойского и Боголюбова на сегодняшний день есть уже все рычаги, чтобы взвинчивать цены на бензин или саботировать поставки газа населению.

Киев, Вероника Ост

© 2008, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Запорожье, Киев, Экспертиза, Крым, Одесса, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Ужгород, Харьков, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,