Приватизационные процессы в Украине характеризуются неэффективной государственной политикой в сфере приватизации. Об этом сказал сегодня на заседании «круглого стола» в Киеве сотрудник Национального института стратегических исследований (НИСИ) Ярослав Жалило, представляя экспертную оценку сложившейся ситуации.
В частности, этой политике присущи практическое отсутствует стратегии реформирования отношений собственности в стране, игнорирование межотраслевых связей в экономике, неэффективность противодействия схемам теневой приватизации, недостаточная прозрачность принятия решений относительно приватизации стратегических предприятий и предприятий-монополистов, «которые являются основой экономического развития и национальной безопасности государства».
«Одной из ключевых проблем в приватизационной сфере является несогласованность стратегических целей и задач приватизации с концепцией осуществления экономических реформ, ориентирами социального развития, задачами становления инновационно-инвестиционной модели развития. Это становится особенно ощутимым на пороге «новой волны» приватизации, которая охватит ряд стратегически важных, системообразующих для национальной экономики объектов», – подчеркивают эксперты НИСИ.
«Продолжение курса на приватизацию стратегически важных мощных производственных комплексов с целью финансирования текущих расходов бюджета недопустимо, критерии принятия решений относительно приватизации должны базироваться на приоритетности технологического и управленческого обновления предприятий, повышения их конкурентоспособности», – сказал Ярослав Жалило, добавив, что вырученные от приватизации средства должны расходоваться на модернизацию экономики, а не улетать в «бюджетные дыры».
Кроме того, учитывая потерю возможностей прямого государственного влияния на деятельность стратегических предприятий и предприятий-монополистов, их продажу «необходимо синхронизировать с рыночной трансформацией отраслей и внедрением адекватных систем регулирования». Прежде всего, это относится к энергетике, телекоммуникационной сфере, к добывающим отраслям и к коммунальному хозяйству.
Эксперты НИСИ также считают приоритетным заданием дальнейшей приватизационной политики обеспечение общественного доверия к приватизационным процессам, поскольку «это позволит в дальнейшем избежать опасности возобновления дискуссий относительно правомерности заключения приватизационных договоров, которые уже оказали существенное негативное влияние на инвестиционный имидж Украины».
Для роста «общественного доверия» предлагается, в частности, сделать акцент на открытости в формировании приватизационной стратегии, обеспечить прозрачность и аргументированность политических решений о приватизации ключевых предприятий национальной экономики, системно противодействовать схемам теневого отчуждения объектов государственной собственности.
Правда, не совсем понятно, кто именно все это будет обеспечивать. Как отметил директор НИСИ Юрий Рубан, на заседание «круглого стола» были приглашены представители правительства, но они, увы, не пришли.
Тем временем, вопреки благим пожеланиям экспертов, в Украине наблюдаются противоположные тенденции. Так, в соответствии с законом «О государственном бюджете на 2008 год…» все поступления от приватизации госимущества (в запланированном объеме 8,9 млрд. грн.) должны быть направлены на текущее потребление, а вовсе не на модернизацию национальной экономики.
Киев, Андрей Лубенский
Киев. Другие новости 15.05.08
В Крыму начинается кампания за отмену выплаты налогов Киеву. / Выборы в Киеве: в программах кандидатов нет креатива. / МИД Украины: Россия действует по принципу «зуб за зуб». Читать дальше
© 2008, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».