Ничего нового на состоявшемся в Батуми саммите ГУАМ не прозвучало, было лишь повторение «одних и тех же идей». Такое мнение высказал в интервью «Новому Региону» вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев, комментируя итоги прошедшего саммита.
«На самом деле ГУАМ в настоящее время находится в еще более плачевном состоянии, чем СНГ, особенно после выхода из этой организации Узбекистана. Транзитные маршруты, по большому счету, достаточно искусственно притянуты к ГУАМ. То, что ГУАМ так или иначе ориентируется на партнерство с Западом, это очевидно, но суть не в том, что партнерство с Западом – это плохо, а в том, что все эти проекты – они вторичны, они к ГУАМу, в общем-то, прямого отношения не имеют. ГУАМ является не более чем политическим прикрытием. Кроме всего прочего, далеко не все транзитные проекты, о которых говорилось на саммите, на самом деле столь перспективны и получат однозначное развитие. Да и сложно сейчас предсказать, как будут развиваться отношения внутри ГУАМ», – сказал политолог.
ГУАМ по отношению к этим проектам «вторичен», а истинные интересы очевидны – «это западные проекты по созданию альтернативных путей доставки, в том числе, центральноазиатского, среднеазиатского топлива на западные рынки в обход России».
Впрочем, Россия имеет политические и экономические рычаги для противодействия этим планам Запада (по мнению эксперта, в данном случае о каких-то отдельных планах ГУАМ говорить не приходится).
«Тот же Казахстан достаточно серьезно ориентирован на Россию и, по большому счету, отказался от участия в некоторых проектах просто потому, что считает более приоритетным сохранение нормальных отношений с Россией. Ко всему прочему, бывшие советские транспортные сети, которые идут через Россию, они ведь уже существуют. Да, они в ряде случаев требуют модернизации, но они существуют. А многие проекты, которые только планируются, они, во-первых, дорогостоящие, во-вторых, неясно, когда они будут реализованы и насколько они будут рентабельны. Так что пока, в значительно степени, речь идет о планах, а не о реальных проектах. Кроме того, есть собственные проекты России по постройке альтернативных путей доставки собственного российского топлива на западные рынки – и не только российского, но и того же среднеазиатского. Эти проекты могут конкурировать со многими «обходными» проектами. Речь идет и о североевропейском проекте, речь идет о «Голубом потоке», речь идет о многих других проектах. Конечно, и некоторые «обходные» транзитные проекты будут в любом случае развиваться, но не ГУАМ здесь является главным игроком. А у России есть свои козыри в этой игре», – подчеркнул политолог.
Что касается «чистой» политики, то, по словам Сергея Михеева, ГУАМ по-прежнему является искусственным образованием, необходимым для постепенного развала СНГ.
«Здесь двух мнений быть не может, по-моему, никто этого, в общем-то, на самом деле и не скрывает. ГУАМ противопоставлен России. В него вошли и страны, которые эту идею постоянного конфликта с Россией фактически возвели в ранг государствообразующей», – резюмировал эксперт.
Киев, Андрей Лубенский
Киев. Другие новости 02.07.08
Белковский: Запад с помощью ГУАМ строит маршруты в обход России. / Витренко утверждает, что в Одессе преждевременно начались «Си Бриз 2008». / БЮТ признал, что до конца лета Тимошенко уйдет в отставку. Читать дальше
© 2008, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».