Фильм «Царь» вызвал ожесточенные споры среди православных Ортодоксы обвиняют режиссера Лунгина в хуле на Ивана Грозного
Новый российский фильм «Царь» вызвал ярые споры среди православных верующих. Часть из них уже давно выступает за канонизацию Ивана Грозного, а потому сочли ленту Павла Лунгина хулой на первого русского царя.
Противники фильма «Царь», представляющие православно-монархический лагерь, уже пикетировали премьерные показы фильма в Москве. А одним из первых на страницах СМИ против новой работы Лунгина выступил петербургский священник иерей Алексий Успенский.
«Можно снять сотню лживых фильмов, но факты упрямая вещь. Первый Русский Царь присоединил к России царства Казанское, Астраханское, Сибирское, Ногайскую орду и Пятигорье, более чем вдвое раздвинул пределы своей державы. Прирост населения по разным подсчетам составил 30-50%. Основано было более 150 новых городов и крепостей, плюс учреждение Земских соборов, плюс административные реформы, судебная реформа, создание регулярной армии, почтовой службы, сети образовательных школ, книгопечатание и т.д. За почти полвека своего царствования по приказу Царя Иоанна IV казнено порядка пяти тысяч человек, включая уголовных преступников. Для сравнения в Англии первой половины XVI века повешено только за бродяжничество 70 тысяч. Во Франции в том же XVI веке всего за три дня без суда и следствия уничтожено 30 тысяч протестантов.
А чем похвалиться сегодня России? Оттяпали от себя миллионы квадратных километров с десятками миллионов человек, зато мы теперь независимы. Вымирает коренное население – не беда, у нас толерантность и свобода передвижения и другие «прелести». Инфляция и безработица – зато свободный рынок. Коррупция и преступность – зато нет смертной казни и есть права человека. С армией не всё в порядке? Но у нас же нет внешних врагов, и есть много милиционеров. Прибыль и сырьё уходит за границу, но ведь у нас есть «главная ценность», ради неё можно многим пожертвовать, у нас есть демократия!» – пишет священник Алексий Успенский.
Не менее резко отзывается о ленте и портал «Москва – Третий Рим». Авторы портала прямо утверждают, что виной неприглядного образа Ивана Грозного в фильме являются еврейские корни режиссера.
«Царь Иоанн IV Васильевич на экране представлен душевнобольным, не способным к государственным делам маньяком-садистом. Вместо 35-летнего мужа (действие картины начинается в 1565 г., и впереди у Грозного ещё почти 20 лет правления – до 1584 г.), перед зрителями – старик-неврастеник с гнилыми зубами, в гротескном злодейском образе которого отсутствуют просветы…
В сходном свете (с наклонностями патологической садистки) показана и молодая супруга государя. Жители Москвы представлены откровенным быдлом. Чего стоят «правдиво-исторические» сцены ползания народа за царём по снежным тропам? Или катания царя на запряженных девицах – боярских дочерях? Или картина «свершения Суда Божьего» – растерзания огромным медведем «предателей государя» под улюлюканье толпы?
Подчёркивает «идиотичность» царя его соответствующий «имиджмейкер от народа» – юродствующий без меры, в том числе с кощунственным цитированием Священного Писания, и фанатично «преданный государю даже до смерти» шут. На экране он многократно призывает окружающих к «любви к своему государю, к помазаннику Божиему» и с гримасами кричит о своих «верноподданнических» чувствах. Весьма примечательно, что роль этого непристойного шута-кощунника исполняет артист И. Охлобыстин, являющийся одновременно… действующим священником (!) Московского патриархата «отцом Иоанном», «служащим» в центре Москвы.
Отдельно следует отметить, что неоднократно звучащее в фильме именование первого венчанного на царство (в 1547 г.) русского василевса «помазанник Божий» в контексте наблюдаемых сцен звучит как определенное кощунство», – пишет «Москва – Третий Рим».
Между тем, известный миссионер протодиакон Андрей Кураев, напротив, называет фильм «хорошим», хотя и признает, что «историк всегда найдет с чем не согласиться в любом «историческом», но все же художественном фильме».
«Есть своя логика и правда в позиции царя Иоанна. И есть своя правда у св. Филиппа. И это постоянный конфликт истории, причем не только русской. Державные интересы – и жизнь по совести. Цель – и средства. Именно совестная боль при размышлении на эти темы – характерная черта русской культуры...
Сторонники Ивана Грозного не замечают, что репрессии такого масштаба как раз уничтожают то государство, которое они вроде бы призваны защитить. Как знать – если бы не опричный и иной террор, может, Белоруссия и Украина гораздо раньше пришли под руку московского царя. Террор Грозного или Сталина на самом деле лишь умножал число «изменников». В 1991 году русский народ испугался даже тени возвращения сталинизма и ради избавления от него предпочел пожертвовать империей – так много страхов перед лязгающей государственно-палаческой машиной накопилось в народной памяти...
Я же по ходу просмотра не мог избавиться от одной мысли: случайно или нет, что выход этого фильма пришелся на первый год нового патриаршества? Не предстоит ли и Патриарху Кириллу стать наследником не только трона св. Филиппа, но и его креста? Не есть ли этот фильм своего рода духовное завещание от св. Филиппа к Патриарху Кириллу?» – пишет отец Андрей в своем блоге.
«Сегодня таки посмотрели. Подробно не буду, лишь некоторые моменты. Лунгин действительно великий русский режиссер. Мамонов и Янковский великие русские актеры», – в свою очередь, пишет священник Димитрий Карпенко, заместитель редактора молодежно-публицистического журнала «Новый Ковчег».
«Страшно за о. Иоанна Охлобыстина», – добавляет он, имея ввиду, насколько глубоко Охлобыстин вошел в роль шута Ивана Грозного.
«Играет замечательно. На этот труд его благословил Патриарх Алексий», – уточняет отец Андрей Кураев.
Киев, Михаил Рябов
© 2009, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».