Треть украинских школьников страдает от насилия
Школа не является безопасным местом для ребенка – об этом свидетельствуют результаты исследования «Насилие в школе», проведённого в четырёх регионах Украины. В опросе приняли участие 1236 учеников и 332 учителя из 20 школ Киевской, Кировоградской, Винницкой и Черкасской областей.
Как оказалось, взгляды на то, где случается насилие, у школьников и педагогов отличаются. Преподаватели считают, что дети чаще всего испытывают насилие на улице (89%), в семье (71%), и только на третье место они поставили школу (53%). Ученики же главными местами назвали улицу и школу.
В средствах массовой информации публикуют сообщения о самых жестоких случаях насилия в школах, поэтому в большинстве учебных заведений думают, что эта проблема их не касается, отмечают эксперты. Но ответы опрошенных детей показывают совсем другую картину: треть из них (от 24 до 37%) испытывала насилие в школе, физическое или психологическое. Причём самые распространённые формы, такие как обиды, унижения, использования прозвищ, для школьников ещё более болезненные, чем физическое насилие, утверждает детский психолог Евгения Дубровская.
Подавляющее большинство педагогов (95%) подтверждает, что проблема насилия среди учеников действительно существует, а треть из них работает с пострадавшими детьми. В то же время треть школьников-респондентов созналась, что регулярно страдает от насилия, не получая соответствующей помощи, пишет «Вечерний Киев».
Кто может помочь школьникам? Во-первых, педагоги, которые нередко являются свидетелями событий. К сожалению, сами учителя сознаются, что не всегда знают, как проводить профилактическую работу или вести себя с детьми-агрессорами и поддерживать детей-жертв. Во-вторых, миссия создания психологически комфортной среды для ребенка возложена на школьных психологов и социальных педагогов. А эти работники часто не имеют надлежащей квалификации и опыта работы с такими случаями. Поэтому выходит, что механизм помощи вроде бы существует, но он не вызывает у учеников доверия. Дети вынуждены обращаться к своим друзьям, пытаются самостоятельно «разобраться» с обидчиками. Собственно, во многом могут помочь и родители: им советуют чаще общаться с ребёнком, обнаруживать первые признаки насилия, выяснять ситуацию непосредственно в школе.
За рубежом к безопасности школьной жизни относятся внимательнее. В Канаде в каждой школе проводится анализ безопасной среды для ребенка и принимаются превентивные меры. В Швеции с 2006 года работает уполномоченный по вопросам защиты прав лиц, которые учатся (школьников, студентов), – государственный орган, который обеспечивает компенсацию от образовательных заведений или администраций за отсутствие безопасной для обучения среды. За время его существования возмещено уже 45 запросов, выплачено компенсации в размере от 5 до 400 тысяч крон.
Исследование «Насилие в школах» провели ВОО «Женский консорциум Украины» и региональные общественные организации в рамках общего проекта с Институтом инновационных технологий МОН. В дальнейшем, по словам главы «Женского консорциума» Марии Алексеенко, запланированы учебно-разъяснительная работа и тренинги с учителями 20 школ, в которых реализуется проект, относительно профилактики насилия среди школьников, а также подготовка вспомогательных методических материалов.
Декабрь 22, Антонина Журавская
© 2009, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».