AMP18+

Киев

/

В Харькове круглый стол по случаю 60-летия Кушнарёва обернулся жестким спором

В Харькове состоялся круглый стол, посвящённого 60-летию со дня рождения погибшего депутата-«регионала» Евгения Кушнарёва, с участием известных российских и украинских политических экспертов.

Кипучая дискуссия политологов, общественников и политиков продолжалась пять с половиной часов, рассказал «Новому Региону» участник заседания Геннадий Макаров из харьковской общественной организации «За культурно-языковое равноправие».

Градус обсуждения поднялся после того как Захар Виноградов (руководитель украинского представительства РИА «Новости») задал вопрос политологу Вадиму Карасеву: может ли русский язык как государственный противоречить созданию отдельной украинской нации.

«Да, вот если было бы русских как шведов 6%, то можно было ввести государственный статус русского языка. Если будет два госязыка, то в результате будет один язык русский. Был при Кучме компромисс. Государственный язык украинский (язык административный), а русский – в обществе. Балога при Ющенко говорил на русском. Ни одна страна не была однородной в этническом отношении, но когда заканчивалась дискуссия, что мы одна нация, то тогда один государственный язык», – отрезал Карасев.

С ним не согласился российский депутат Константин Затулин.

«Исчезают русские школы, и неграмотность становится поголовной. Так как на мове идёт преподавание, то дети становятся безграмотными. Украина строит независимость от России. А Евгений Кушнарев хотел строить действительно независимую Украину, а вы хотите независимости от России», – заявил Затулин.

«Мы хотим быть независимы от коррупции в России», – объяснил Карасев.

«А у вас, что нет коррупции?» – удивился Затулин (смех в зале).

«Без национального языка не может быть национального государства», – опять запротестовал Карасев.

«В чем риск бинарной модели? Дай Бог, если второй язык будет языком меньшинства, и он примет на себя роль и статус меньшинства как шведы в Финляндии. В чем риск федеральной модели? Федерация – способ медленного развода, и может появиться две нации. Большинство русскоязычных с двойной идентичностью (русской и украинской). А самих русских не 17%, а около 10%. Это Крым, Донбасс и крупные города», – подключился к дискуссии политолог Владимир Фесенко.

«А чистые украинцы есть?» – поинтересовался харьковский журналист Андрей Войцеховский.

«Я сторонник более мягкой модели: региональный статус русского языка», – предложил Фесенко.

«76 % русскоязычных на Украине говорят, что они патриоты Украины. В Бельгии воюют две нации между собой. Кантоны в Швейцарии тоже враждуют», – отметил политолог Виталий Бала.

«По поводу выступления Вадима Карасева. Институт Гэллапа раздавал на выбор анкеты на русском и украинском языке, и выяснилось, что 83 % граждан Украины выбрали анкеты с русским языком. Когда вы говорите, что государство должно разговаривать на мове, а общество пусть разговаривает на русском, то это – модель оккупационного государства. Именно так и относятся русскоязычные граждане к нынешнему государству – как к оккупационному. Какой выход? Местные референдумы. Вот в Харькове под давлением общественности в 2002 году провели референдум, и 87 % населения проголосовало за официальный статус русского языка в Харькове. Эта была единственная область, где провели языковой референдум, и поэтому власть нынешняя языковые референдумы запретила», – отметил Геннадий Макаров.

«И правильно сделала!», – закричал Карасев.

«А если вы против референдумов, то значит вы и против демократии. Выход очень простой: почему вы так боитесь, что украинцы станут национальным меньшинством (в Галичине), где у них будет автономия. Что здесь страшного?» – изумился Макаров.

«Компромисс лингвистический – временный. Тут вопрос выбора. Если мы хотим русский язык государственный то, принимая во внимание, что рядом Россия, то мы будем интегрированы в единую русскую нацию», – ответил Карасев.

«Что здесь плохого?», – попросил уточнить Макаров.

«Если мы хотим быть в том цивилизационном поле, то давайте выбирать», – сказал Карасев.

Как рассказал Геннадий Макаров, все присутствующие согласились с этим выводом Карасева, но весь фокус в том, что с запретом языковых референдумов уже новой властью механизм выбора, о котором заявил Вадим Карасев, не существует. Другой механизм – выборы – показал, что политический класс на Украине, впрочем, как и по всему миру, не склонен выполнять своих обещаний и реагировать на насущные социальные ожидания населения. Именно поэтому весьма красноречивое название книги Евгения Кушнарева «Выборы и вилы» постоянно звучало в качестве аргумента в ограниченном выборе инструментов народа как источника власти для влияния на лживую и лицемерную номенклатуру, пришедшую к власти на популярных обещаниях.

«Многие приводили примеры свержения лживых и непоследовательных политиков, которые происходят сейчас перед нашими глазами на экранах телевизоров в сводках новостей. Не забывали на круглом столе и нашего Кучму, который новой украинской мифологией, книгой «Украина – не Россия», фальсификациями на выборах 1999 года, полностью дискредитировал себя перед Востоком Украины. В результате он был лишен его поддержки, и вынужден был под внешним давлением отдать пост премьера Виктору Ющенко, а затем был с позором изгнан «оранжевыми вилами», – рассказал Макаров.

По его словам, весь характер лицемерности уже новой власти проявился в поздравлении Николая Азарова участникам круглого стола, которое пришло на украинском языке. Документ попытался зачитать Константин Затулин. Самое удивительное, что в этом поздравлении имя Евгения Кушнарева было искажено в соответствии с «украинскими национальными традициями», как того требует официальный словарь перевода русских имен, который является настольной книгой украинских бюрократов.

В связи с этим Макаров снова попросил слова.

«По поводу поздравительного письма Николая Азарова участникам «Круглого стола». Азаров назвал Кушнарева «Евгеном». Азаров не знает подлинного имени Кушнарева? Или это проявление дискриминации ко всем русскоязычным гражданам, которых лишают русского имени и навязывают им украинский вариант, записывают его в паспорте, на основе официального словаря перевода русских имен. Хотя мы все знаем, что имена собственные не переводятся, а ономастическая ассимиляция смены имени являются чертой самых тоталитарных режимов. По этому словарю, гражданин Украины не имеет права быть Евгением, а только «Евгеном». Благодаря своему положению, Кушнарев при жизни добился записи в паспорте имени «Евгений». Письмо Азарова показывает, что нынешняя власть продолжает дискриминацию и ономастическую ассимиляцию русскоязычных граждан, тем самым, игнорирует выполнение своих предвыборных обещаний», – сказал Макаров.

В свою очередь, депутат Затулин рассказал, что ждет Москва от Киева.

«От Украины России нужны особые отношения. Это такие отношения как между Великобританией и США после ВОВ. Они являются отдельными государствами, говорят на одном языке и находятся во всех военных союзах. Есть высокая степень координации. Если воюют США, значит, будет воевать и Англия. Эти отношения не отрицаю независимости России и Украины.

По словам Затулина, есть три условия России к Украине.

Первое. Это корыстная заинтересованность, так как Восток Украины и русскоязычное большинство будет иметь право решающего голоса, решающее значение на выборах.

Второе. Введение федерализма и государственного статуса русского языка. В этих условиях второй Ющенко не сможет начать войну против России, так как будет угроза потери территориальной целостности.

Государственный статус русского языка и прекращение ассимиляция русского населения по примеру Канады, Швейцарии и т.д. На Украине не будет антироссийского государства с государственным статусом русского языка. Конечно, будут русофобы с русским языком, но в массовом отношении этого не будет. Не пойдут люди за такими людьми против России.

Третье. Сохранение православного единства в лоне РПЦ.

«Я много знаю о Югославии и знаю, что означает раскол по религиозному признаку. Как в Югославии сербы и хорваты стали врагами и уничтожали друг друга. Сербы православные (кириллица), а хорваты – католики (латиница). В 1991 году они истребляли друг друга. Представьте, что при всех противоречиях между нами будет вынута духовная основа. Духовное единство – гарантия того, что конфликты не перерастут в вооруженное нападение», – сказал Затулин.

«Мы со своей стороны понимаем, что главное условие к России со стороны Украины – не замышлять ничего против единства и суверенитета Украины», – резюмировал российский парламентарий.

Харьков, Михаил Рябов

© 2011, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Одесса, Конфликт на Украине, Политика,