AMP18+

Киев

/

Мнение: «Оранжевое крыло» УПЦ бросило вызов Патриарху Кириллу Авторская колонка «НР»

Собор Украинской Православной Церкви, состоявшийся в Киево-Печерской Лавре, подтвердил, что сторонники отдаления от Московского Патриархата нисколько не утратили своих позиций в УПЦ. Более того, накануне визита Патриарха Кирилла в Киев, «оранжевое крыло» УПЦ бросило ему вызов.

Об этом в авторской колонке специально для РИА «Новый Регион» пишет обозреватель киевского еженедельника «2000» Дмитрий Скворцов.

…Оправдались опасения православных на тот счет, что скоропостижный Собор (Поместным назвать его сложно, учитывая то, КАК проводились «выборы» делегатов) предпримет шаги к разрыву с Церковью-матерью. Вернее, новых шагов не предпринималось (слишком уж громкий информационный шум подняли сторонники единства РПЦ), но закрепление на заранее подготовленных автокефальных позициях состоялось.

Конечно же, дабы с одной стороны соблюсти приличия, а с другой – успокоить далекую от канонических тонкостей паству, «ухвала» собора (а языком его документов был исключительно украинский) «удостоверила молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью».

Но это, как говорится «Слова, слова». Дела же свидетельствовали о другом.

Прежде всего, речь идет об утверждении Устава, в котором УПЦ наделяется правами автокефальной Церкви: независимость в устройстве, распространение полномочий за пределы Украины (то есть, «отодвигание» Матери-Церкви при окормлении диаспоры), резкое расширение полномочий в области межконфессиональных и внешних церковных связей, лишение архиерейского собора РПЦ статуса суда высшей инстанции и многое другое.

Все это выходит за пределы прав, дарованных томосом Патриарха Алексия и вступает в кричащее противоречие с Уставом РПЦ (с его определением самоуправляемой церкви и широкой автономии).

При этом в желании укрепить позиции латентных автокефалов в синоде, собор идет даже на нарушение собственного только что же утвержденного Устава! – расширяет численность синода. Само собой, нарушается и Устав РПЦ (к которой все еще принадлежит УПЦ).

Столь же беззаконным является и утверждение решения синода УПЦ об отлучении от Церкви председателя Союза православных братств Украины (выступающего ЗА единство с РПЦ). Ведь свершилось это без проведения церковного суда.

Обращают на себя внимание и следующие – симптоматичные – моменты в докладе предстоятеля УПЦ митрополита Владимира.

«После десятилетий ограничений Украинская Православная Церковь в полноте возобновила богослужебную и литургийную жизнь», исходя из чего следует понимать, что именно УПЦ, а не Русская Церковь существовала на киевской земле до упомянутых «десятилетий ограничений».

Мысль митрополита о желательности внедрения украинского языка в богослужение облекается в форму заботы о комфорте верующих. И это вместо призыва к повышению общей православной культуры до уровня, позволяющего оценить все богатство богослужения на языке, который понимали десятки поколений наших предков. Предстоятель УПЦ приглашает к работе над богослужебным языком «всех ценителей церковного богослужения», что для истинных верующих, не мыслящих жизни без литургии, звучит, вообще-то, подобно «ценительству вдыхания воздуха».

Обращаясь к пребывающем в расколе, Блаженнейший напоминает им, что получаемые ими таинства лишены ПОЛНОТЫ спасительной благодати, тем самым, видимо, оставляя надежду, что ДОЛЮ благодати раскольники все же дают. Видимо, в части «спасительного украинства».

Оправдывая диалог УПЦ с «неканоническими структурами», митрополит уповает на возможность «благодатного преображения ума и жизни тех, кто пребывает в расколе». Но диалог-то ведется не с теми, кто обманут, а с теми, кто обманывает – с «епископами»-расколоучителями!

Православную молодежь Блаженнейший призывает воспитывать в духе традиций времен гетмана Петра Сагайдачного, не уточняя, правда, имеется ли ввиду поход на Москву, когда за тысячи загубленных православных душ (большей частью мирных жителей), гетман получил 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна от польского короля.

Впрочем, все это лишь фон к главному.

А, главное в том, что автокефальный, по сути, Устав УПЦ вступил в действие немедленно – без одобрения Патриарха. То есть, в нарушение положения о том, что УПЦ «В своей жизни и деятельности руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».

Таким образом Патриарху брошен вызов. Таким образом в преддверие визита Патриарха на Украину, ему дают понять «Ты едешь уже не к себе, а в гости».

Вопрос перед Патриархом поставлен ребром. И если раньше еще возможны были какие-то компромиссы, откладывание некоторых болезненных вопросов на «более благоприятные времена», то более медлить некогда – раны вскрыты.

Впрочем, до ПАСТЫРСКОГО визита еще две недели, и у неподконтрольных «серому кардиналу» УПЦ Александру Драбинко православных деятелей и СМИ достаточно времени, чтобы организовать информационную и – в первую очередь – молитвенную поддержку Патриарху. Пусть и он увидит, кто его настоящие друзья и паства, а кто только облечен в шкуры паствы.

Киев, Дмитрий Скворцов

© 2011, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Одесса, Авторская колонка, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия,