Янукович поможет заводам Фирташа за счет простых украинцев
Украина планирует ввести импортные пошлины на нефтепродукты с 1 декабря, что поможет загрузить нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), но заставит украинских граждан раскошелиться – цены на бензин вырастут. Повышение пошлин странным образом совпало со сделкой по покупке украинским газовым олигархом Дмитрием Фирташем Лисичанского НПЗ у российской ТНК-ВР.
Всего на Украине шесть НПЗ. Самый мощный Кременчугский НПЗ контролирует олигарх Игорь Коломойский (группа «Приват»), потеснив других акционеров – российский Татарстан.
Коломойский также зарабатывает на Надворнянском и Дрогобычском НПЗ.
Еще два завода пока еще контролируют российские компании ТНК-ВР и «Лукойл».
Относительно небольшой Херсонский НПЗ контролирует украинский бизнесмен Игорь Еремеев (группа «Континиум»), но в 2012 году к НПЗ начал присматриваться украинский газовый барон Дмитрий Фирташ. Недавно было объявлено о реконструкции Херсонского завода совместными силами Еремеева и Фирташа.
Фирташ также проявил интерес к Лисичанскому НПЗ (ТНК-ВР), который сейчас простаивает. По информации украинских СМИ, сделка по покупке этого НПЗ уже близка к завершению.
Пошлина на импорт нефтепродуктов существовала на Украине до 2005 года. После ее отмены российский бизнес, который владеет украинскими НПЗ, не раз ставил вопрос о возобновлении пошлин. Посол России на Украине Михаил Зурабов также поднимал этот вопрос на самом высоком уровне, но безрезультатно.
Удивительным образом решение о возобновлении пошлин появилось в тот момент, когда олигарх Дмитрий Фирташ решил купить НПЗ у россиян. Хотя еще в начале 2012 года Кабмин не находил оснований для их введения.
Игорь Коломойский на импортных пошлинах не настаивал, потому что имел доступ к дешевой нефти, которая поступала в страну по сомнительной схеме через «внутренний оффшор». Целый ряд компаний, в том числе «Ливела», импортировали на Украину сырую нефть без уплаты каких-либо налогов, опираясь на закон от 1992 года «Об иностранных инвестициях». По этой схеме нефть получал Кременчугский НПЗ, подконтрольный Игорю Коломойскому. После скандала в прессе и Раде схему на время заморозили, но не уничтожили полностью.
Отчаявшись заработать на украинском рынке, ТНК-ВР закрыл Лисичанский завод весной 2012 года, а завод «Лукойла» в Одессе простаивал с 2010 года. После остановки Лисичанского НПЗ (ТНК-ВР) импорт нефтепродуктов в страну резко вырос. Теперь Лисичанский может начать работу уже с новым собственником, да еще и в тепличных условиях импортных пошлин на бензин.
Дмитрий Фирташ демонстрирует в очередной раз свои колоссальные лоббистские возможности. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко – близкий друг Фирташа. Вице-премьер-министр Украины Валерий Хорошковский и глава Администрации президента Сергей Левочкин – также его добрые знакомые.
Чиновники так любят Фирташа, что их не пугает даже народное недовольство.
«Введение пошлин в итоге может ударить по интересам потребителя. Цены на АЗС просто вырастут», – комментирует «НР» решение украинского правительства директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Эксперт этого же института Юрий Корольчук добавляет, что после введения пошлин на импорт нефтепродуктов Украина будет зависима не только от российского газа, но и от нефти. Хотя по итогам первого полугодия Украина закупала 60% бензина, в основном в Польше, Румынии и Белоруссии.
«Глобально, такая зависимость Украины от импорта с одной стороны не является позитивной. Но Коломойский и Фирташ, которому продают полностью Лисичанский завод, должны были модернизировать эти заводы. Если под предлогом модернизации этих заводов вводят пошлину на импорт, то это смешная отговорка», – считает Корольчук.
Он добавляет, что качество продукта украинских НПЗ также хуже, чем импортных, а цена поднимется минимум на 1 гривну за литр бензина с сегодняшних 11,6 грн (около $1,4).
Киев, Денис Андреев, Анна Сергеева
© 2012, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».