В Закарпатской области продолжается судебное разбирательство по факту обнаружения тоннеля, который на протяжении нескольких лет соединял Украину и Словакию, и использовался для транспортировки контрабанды и нелегалов в Евросоюз. Чем дольше длится процесс, тем больше возникает вопросов, на которые, впрочем, ответы ищут журналисты, а не правоохранители.
Как сообщал ранее «Новый Регион», в Ужгороде контрабандисты обустроили проход диаметром один метр на глубине шести метров, словно ветку метро: здесь были и рельсы, и вагонетки, и яркое освещение. Подземный поезд из 16 вагончиков работал на электричестве и перевозил 15 тысяч блоков сигарет за одну ходку.
Обнаружение тоннеля вызвало общественный резонанс, однако больше в Европе, а не на Украине. Сам тоннель нашли словаки на своей стороне, а украинцы ну никак не могли найти лаз со своей стороны. Пришлось просить помощь у коллег из Словакии. О ходе судебного дела не сообщают ни СМИ, ни общественность, ни милиция, ни СБУ, ни прокуратура. А обвиняемых, кстати, вскоре вообще отпустили на волю, сообщает львовский «Экспресс».
Оказалось, что тоннель из Украины в Словакию построили в элитном районе, на окраине Ужгорода, где в основном живут работники СБУ – действующие и бывшие. А контрабанду отправляли из подземного гаража, через вход в лаз из дома на участке, которое управление СБУ предоставило... своему работнику.
На Закарпатье этот контрабандный тоннель так и называют – «эсбэушная нора». По неофициальным данным, к его созданию причастны генералы СБУ и прокуроры – местные закарпатские и столичные.
Одну из самых циничных афер международного масштаба передали в суд в невиданно короткий срок – через полгода. Развитию дальнейших событий можно позавидовать: задержанных в августе контрабандистов отпустят на свободу через пять месяцев, без залога.
Главными же в деле контрабандного тоннеля оказались – покойница и какие-то ее родственники. Но на кого из них оформлен дом, под которым начинался туннель, суд до сих пор установить не может.
Участки на строительство СБУшники получили на месте огородов простых горожан на окраине Ужгорода в 2004 году. Тот кусок земли, на котором был обнаружен «евротоннель», достался сотруднику СБУ по фамилии Довгань. Он построил на улице Запорожской, 57, большой дом под красной черепицей. Но когда началось судебное разбирательство, господин Довгань вдруг оказался «не при делах». По его «легенде», он продал участок некой крестьянке Юлии Стигуре и огромный дом якобы тоже находится в ее собственности. Интересно, что документов о продаже участка и дома с «норой» в Европу никто не видел.
Дальше – еще больше. Пять лет тому назад гражданка Стигура скончалась. В итоге главными подозреваемыми оказались ее племянники – братья Василий и Михаил Малыш. Их задержали еще в августе в Крыму. Но братья в суде заявили, что дом им не принадлежит, а ездили туда они лишь для того, чтобы покормить собак.
Интересно, что псов, которые охраняли тоннель застрелили правоохранители. Правда, только двух – овчарок. Третью – лайку, оставили живой.
«Знаете, почему убили овчарок? Это были собаки пограничников, а это был четкий след, который мог вывести не на тех подставных братьев-клоунов, а на настоящих владельцев контрабандного тоннеля. У погранцов каждая собака имеет свой паспорт и номер, – говорит пожилой человек с улицы Запорожской. Тот, который из бедных жителей улицы. Богатые соседи 57-го номера закрывают двери перед носом журналистов.
Михаил Темнов, разведчик спецподразделения в прошлом, а ныне один из борцов с нечестными чиновниками всех рангов, уверен, что о тоннеле на Запорожской было известно и СБУ, и прокуратуре очень давно.
«Пусть не рассказывают сказки, не знали. Это – нонсенс. Разведчики и контрразведчики отрабатывают все приграничные села и улицы до мельчайших мелочей. Там даже о новом гнезде птички знают, а о тоннеле в другое государство не знали? Пусть никого не смешат».
По данным Темнова, тоннель – это высокодоходный бизнес, на который был возложен гриф «секретно – не трогать» генералами СБУ и прокурорами высоких рангов.
Киев, Константин Зельфанов
Киев. Другие новости 19.04.13
Азаров признался, что за три года премьерства не повысил зарплату работникам социальных служб. / Азаров пошлет в Одессу комиссию, чтобы понять, что там происходит. / Ремонтировать киевские трамваи будет загадочная компания с чешскими корнями. Читать дальше
© 2013, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».