На Украине снова планируют повысить штрафы за нарушение ПДД
В Кабинете Министров одобрили подготовленный МВД проект закона об ужесточении штрафов за нарушение правил дорожного движения. Так, за управление транспортным средством с неисправной тормозной системой и рулевым управлением предусматривается увеличение штрафов с 340-510 гривен до 510-680 гривен.
Такая же ответственность предусмотрена за переоборудование автомобиля с нарушением действующих технических норм, а также за чрезмерную тонировку стекол. С 51-85 гривен до 170-340 гривен предлагается повысить штрафы за езду с непристегнутыми ремнями безопасности и без мотошлемов.
С 425-510 гривен до 510-595 гривен будут увеличены штрафы за нарушение правил проезда перекрестков, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, отказ предоставить преимущество маршрутным транспортным средствам; за использование внешних световых приборов, установленных с нарушением стандартов, и разговоры по мобильному телефону без использования устройств hands free.
В случае невыполнения водителями законных требований сотрудников ГАИ будет предусмотрен штраф в размере от 680 до 1020 гривен (сейчас 255-340 гривен), а для должностных лиц – от 1190 до 1700 гривен.
В Кабмине рассчитывают, что ужесточение штрафных санкций приведет к снижению количества ДТП и обеспечит «наполнение бюджета». Последнее масштабное увеличение штрафов произошло в сентябре 2008 года. Тогда оно также объяснялось необходимостью снижения аварийности на дорогах. В ГАИ полагают, что принятые меры оказались эффективными. По данным ведомства, если в 2008 году в результате ДТП погибли 7718 человек, то в 2012 году это число снизилось до 5094 человек.
Впрочем, правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев считает, что повышение штрафов не приведет к снижению аварийности.
«Мировой опыт подсказывает, что снижение аварийности и смертности на дорогах зависит от человеческого фактора, состояния дорог и технического состояния автомобилей. У нас же преобладает карательный, административный подход. Не секрет, что многие наши водители имеют низкий уровень культуры вождения, известно и плачевное состояние наших дорог, когда водитель вынужден смотреть не на знаки, а на ямы»,– заявил Караваев в комментарии изданию «Коммерсант-Украина».
По словам эксперта, в ГАИ должны заняться профилактикой нарушений: «Нужно, чтобы водители сами осознавали, что непристегнутый ремень может стать причиной гибели. Истинная же цель этого законопроекта ясна: увеличить поступления в бюджет».
С Караваевым согласен и Сергей Коломиец, возглавлявший департамент ГАИ в 2007-2010 годах. По его мнению, репрессивные меры могут обеспечить лишь частичный эффект. При этом он не исключил, что увеличение штрафов спровоцирует новый виток коррупции.
«Если штраф составит 1000 гривен, то не исключено, что суммы взяток вырастут, например, до 700 гривен. Чтобы этого не произошло, нужно снизить возможность непосредственного контакта нарушителей и инспекторов, то есть устанавливать приборы фото- и видеофиксации нарушений»,– сказал Коломиец.
Киев, Константин Зельфанов
© 2013, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».