Украинские обозреватели утверждают: олигарх Ринат Ахметов положил глаз на «Укртелеком» и получит компанию в результате готовящейся приватизации. Об этом, якобы, свидетельствуют назначение Леонида Нетудыхаты главой Госсвязи, телекоммуникационные приобретения SCM и инициатива последней по увеличению уставного фонда до более чем 858 млн. грн. Однако, как показали события последних лет, самая «очевидная» версия на Украине – далеко не самая вероятная. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Ирины Бохно.
Откуда же такое редкостное единодушие экспертов? Рискну предположить, что во многом оно связано с тем, что издания куда чаще цитируют экспертов друг друга, чем обращаются к первоисточникам.
Мифологический ком обрастает подробностями, и на выходе – очередная готовая к тиражированию легенда. Понять остроту интереса можно – одно только то, что 90% акций ЗАО System Сapital Management принадлежит Ринату Ахметову, а остальные 10% – его жене Лилии Смирновой,– позволяет неограниченно долго чесать политический гондурас на предмет возможного «захвата телефона и телеграфа».
Однако обратимся к первоисточникам.
Официальный сайт SCM относит к своим телекоммуникационным структурам группы мобильного оператора Life:) (OOO «Астелит») и оператора фиксированной связи ОАО «Фарлеп-Инвест».
Также весной СКМ совершила покупку 100% уставного фонда ООО «Оптима Телеком» – группы операторов, предоставляющих услуги проводной связи, IP-телефонии («Укрком») и Интернет-провайдеров.
В настоящий момент СКМ готовит объединение «Оптимы» и «Фарлепа».
Что касается приобретения новых телекоммуникационных компаний, СКМ озвучила свою позицию еще в феврале. Тогда СКМ опровергла сведения об интересе к компаниям Велтон.Телеком и CST-Invest:
«Появление подобной неправдивой информации объясняется лишь чьим-то желанием искусственно повысить интерес к упоминаемым компаниям и попытками завысить их предполагаемую стоимость», – говорится в февральском заявлении СКМ.
В марте СКМ также опубликовала официальный ответ на вопрос прессы относительно участия в приватизации «Укртелекома». Ответ был сформулирован предельно обтекаемо: «До официального объявления конкурса по продаже акций «Укртелекома» и публикации условий такого конкурса, на наш взгляд, некорректно предоставлять детальные комментарии по этому поводу».
Что можно добросовестно вывести из этих данных? Похоже, что SCM с высокой вероятностью идет к созданию собственного существенно диверсифицированного телекоммуникационного холдинга, предоставляющего широкий спектр услуг связи и – что особенно важно – работающего как в корпоративном секторе (проводные коммуникации, IP-телефония, Интернет, защищенные корпоративные сети), так и в секторе массовых услуг – прежде всего, мобильной связи и «домашних» сетей.
Холдинг такого уровня сможет составить конкуренцию как зарубежным телекоммуникационным компаниям, закрепившимся на рынке Украины – в том числе, и самому приснопамятному «Укртелекому».
И то, что по поручению предыдущего премьер-министра Фонд госимущества и Минтранссвязи в очередной раз готовили план действий по приватизации «Укртелекома», в этой картине мало что меняет.
Формально «Укртелеком», занимающий сейчас свыше 70% отечественного рынка местной фиксированной связи и на 92,86% своих акций принадлежащий государству, фигурирует только в плане-прогнозе ФГИ, а в списке предприятий «планируемых к продаже» (заметьте – даже не «выставленных») – отсутствует.
Тем не менее, нельзя отрицать, что предыдущий состав Минтраннвязи-Госсвязи (Викторь Бондарь – Василий Гандабура) сделал все возможное, чтобы повысить инвестиционную привлекательность «Укртелекома» – вплоть до внеочередного присвоения лицензии для работы с мобильной связью третьего поколения. Однако, отвечая на вопрос корреспондента «Нового Региона», зам. главы правления «Укртелекома» Игорь Сиротенко сообщил, что реализовать проект мешает неполнота законодательства о госзакупках.
Пока Кабмин не утвердит конкурсные условия, а Рада не примет дополнения к законодательству, разворачивание сети услуг третьего поколения останется бумажным.
Что же получит потенциальный покупатель 42,86 или 50% акций ОАО «Укртелеком»?
С одной стороны, инвестор получит значительную абонентскую базу с тенденцией к росту; это касается не только массовых услуг, но и спроса региональных операторов и провайдеров на канальные мощности «Укртелекома». Однако на его плечи ляжет не только тяжесть обеспечения государственных программ и необходимость срочно реализовать залеживающийся 3G-потенциал колоссальной компании, но и проблемы обеспечения связи на селе и в труднодоступных районах – с учетом того, что мобильная связь от частных компаний продолжает обгонять по темпам роста любую фиксированную. Отказы сельских жителей от дорогостоящего подключения к государственным проводам – давно не редкость. Повиснут на покупателе и естественные обвинения в нерыночных методах конкуренции – всевозможные задержки в предоставлении частным провайдерам доступа к заявленному и оплаченному канальному и номерному ресурсу (особенно в регионах) не раз становились предметом общественного обсуждения и даже рассмотрения АМК.
Не логичней ли наращивать собственные мощности, конкурировать с «Укртелекомом», имея возможность гибко манипулировать созданием собственных каналов и арендой их там, где это выгодней. А главное – обеспечивать такой диапазон услуг «из одних рук», к которому «Укртелеком» не готов сейчас и вряд ли скоро будет готов?
Поэтому, осмелюсь предположить, что, скорее, не новый глава Госсвязи будет подыгрывать SCM в ходе приватизации «Укртелекома», а напротив – SCM, помогая ему решить поставленную задачу, уже подогревает страсти грядущего конкурса. Вежливое внимание группы к этому вопросу, возможно, «объясняется лишь чьим-то желанием искусственно повысить интерес к упоминаемой компании и попыткой завысить ее предполагаемую стоимость». Иными словами, SCM поучаствует в «раскачке» конкурса – с тем, чтобы приватизация государственного гиганта связи стала шоу, похлеще «Криворожстали», а бюджет Украины получил максимум возможного.
Зачем это надо политику Ахметову?
Затем, что дело и деньги бизнесмена Ахметова – здесь; затем, что при весьма непредсказуемой Раде и половинчатом Кабмине ему требуется более глубинная стабильность; затем, наконец, что такого рода финансово-политическая сделка – заметьте – без подкупа и вообще вложения каких-либо денег, – даст ему и связанным с ним политическим силам нечто большее, чем контроль над половинкой монстра,– возможность рассчитывать на некие ответные жесты или невмешательство... в 2009 году.
Киев, Ирина Бохно
Киев. Другие новости 18.08.06
Православные требуют объявить Лозинского персоной нон-грата на Украине. / Оперетта под названием «путч», или как в Молдове пережили ГКЧП. / В Приднестровье поддержали ГКЧП из-за равнодушия Москвы. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».