Путч и независимость Украины
Несмотря на, казалось бы, по часам разобранную хронику августовского путча 1991 года и последовавшего «деления» СССР, темных мест в этой истории остается еще более чем достаточно. Тем более, что спустя 15 лет представляется возможность судить уже не по словам и побуждениям, а по проявившимся результатам. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Ирины Бохно.
В качестве отправной точки – простой факт: никто из ГКЧПистов – кроме застрелившегося министра внутренних дел – не стал изгоем: все они – политики, партийцы, советники лидеров думских фракций. Люди, чьи деяния фактически подпадали под статью «измена Родине» – отнюдь не пошли по этой статье и вообще, можно сказать, отделались отдыхом в очень закрытом санатории. Так обычно поступают заказчики со специалистами, выполнившими грязную работу – организуют декоративное наказание и не мешают дальнейшей карьере.
Во всех своих интервью и мемуарах бывшие ГКЧПисты повторяют одно и то же: они рассчитывали «предотвратить развал Союза». Как это так – действовали «во сохранение» – а ускорили развал. Вот так с размаху ошиблись – финансисты, военные, спецслужбисты? А позвольте-ка не поверить...
Тем более, что произошло это после того, как 12 июля Верховный Совет СССР принял Постановление «О проекте «Договора о Союзе суверенных государств», а 23-го делегации республик завершили работу над проектом Союзного договора. Таким образом, готовился цивилизованный раздел полномочий между субъектами – судя по характеру договора – конфедерации. Кому мешал подобный вполне вменяемый процесс? Напомню, что идейный фон этого периода – департизация государственных учреждений. Не в ней ли соль?
Ведь стоящие во главе подавляющего большинства госструктур партийцы должны были вскоре выбрать – власть или партбилет. То есть – потерять одну руку и, таким образом, половину возможностей контроля над предстоящими реформами. А желающих оставить этот контроль за собой в каждой конкретной вотчине осталось немало. Для этого к некоему часу «Ч» партийные и государственные рычаги должны были оставаться в одних и тех же руках. Значит, цивилизованную последовательность действий требовалось во что бы то ни стало прервать.
Поэтому рискну предположить, что ГКЧП в принципе не имело целью декларированного «предотвращения распада Союза». Хотя – допускаю, что не все участники ГКЧП знали о разнице между называемой и выполняемой задачей. Путч был нужен для того, чтобы быстренько показать всем и «звериный оскал советского строя» и резко подтолкнуть центробежный процесс, оставив во главе этого процесса местных партийных бонз. На тот момент ни всесоюзный съезд, ни референдум (референдумы) не дали бы им возможности в таком темпе разорвать страну. Требовалось срочно показать населению будущих уделов нечто чрезвычайное.
Между упомянутым 23 июля и 5 августа, когда будущие ГКЧПисты на тайной встрече приняли решение сорвать подписание Союзного договора, захватить власть и объявить чрезвычайное положение, вероятно, и произошел сговор, в ходе которого основные интересанты – Ельцин, Кравчук и Шушкевич, скорее всего, через доверенных лиц и довели до исполнителей постановку задачи – создание этакого жупела для демократии.
Преддверие. 5 августа публикуется проект Договора о союзе суверенных государств, 16-го – заявление «Демократической России» с призывом воздержаться от его подписания. 17-го Яковлев, «отрекшийся от марксизма» и исключенный из ЦК КПСС, предупреждает о возможности переворота (профессионал идеологческих баталий, скорее всего, не знал не только о сговоре, но и о его истинной задаче – и, учуяв запах тухлого, не стал играть в эту игру).
19-го страна ГКЧПеет. И уже в 9.00 Ельцин, Силаев и Хасбулатов подписывают в Архангельском обращение «К гражданам России». Обратите внимание – других граждан для него уже не существует, они уже «принадлежат» другим «спасителям. Ельцин действует с позиций состоявшегося дележа.
19-го же в 16.00 Председатель Верховного Совета Украины Леонид Кравчук выступил с заявлением, о том, что «на Украине чрезвычайное положение не вводится»,– этак осторожненько, не поддержав явно ни ГКЧП, ни их «мишень»...
20, 21 – провозглашают независимость прибалтийские республики (ГКЧП еще действует, «информационный повод» есть – явный и недвусмысленный).
Однако уже 22 августа идут аресты заговорщиков, их постановления аннулируются, принимается решение о созыве внеочередного Съезда народных депутатов – так или иначе, органа достаточно широкого «народного» к тому моменту волеизъявления. Непосредственная опасность «поворота истории вспять» минула...
Тем не менее, 22-го выходит Указ Ельцина «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», 24 заявляет о независимости Украина, 25 – Белоруссия, 26 появляется Заявление пресс-секретаря Президента РСФСР о проблеме границ с сопредельными республиками. Быстрей, быстрей каждому – свое, пока граждане не забыли пережитого, пока длится фестиваль – снос памятников, замена флагов... пока оплакивают погибших в треклятом туннеле... Быстрей, пока народ не заметил горячечного дерибана партийной и государственной собственности, пока вчерашние партайгеноссен еще могут показаться спасителями народа... Быстрей, по сталинским еще, искусственным швам и границам, которые позже отольются кровью...
Далее: 27 – отпадение Молдовы, 30 – Азербайджана, 31 – Киргизии, Узбекистана... 5 сентября Внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР», расписавшись под фактическим расчленением страны. Население послепутчевых стран уже созрело голосовать за строку, переводимую со всех языков как «расплеваться».
Присмотреться к новой власти,– к сожалению, сообразили, когда новые князья уже воссели на местные престолы. Выходцы из одного политбюро, вчерашние первые секретари ЦК КПУ, КПБ, КП... всех остальных. Статус кво зафиксирован, госструктуры новых держав закреплены в тех же руках – теперь можно запрещать компартию, она свое отработала. Вчерашние гонители украинского языка братаются со вчерашними гонимыми – первые еще не раз попользуются и наработками, и харизмой вторых.
Заметим, что и последующие «смены власти» – по крайней мере, на украинских просторах – мало чем отличались от внутрипартийных разборок: при Кучме вторые секретари (да плюс еще созревшие ребятки из ЦК ВЛКСМ, ЛКСМУ) сменили первых, при Ющенко – пришла пора третьих, пятых, референтов. Сомневающиеся могут проанализировать биографии власть имущих всех созывов... рискуя изрядно подпортить себе настроение.
Итог: все ныне здравствующие путчисты и лица, заинтересованные в их спектакле, «взяли от жизни» куда больше, чем имели и могли иметь при постепенном цивилизованном преобразовании былого государства. Избегая сослагательного наклонения, замечу, что Китай демонстрирует один из возможных вариантов модификации крайне тоталитарной страны в крайне рыночную.
А то, что власть и благосостояние князьков обретены ценой стремительного обнищания значительной части населения за первые годы «развода»; то, что оплачены они «кровавыми костями в колесе» национальных и социальных столкновений в большинстве отгрызенных участниками сговора уделов – разве это волновало или волнует власть поимевших?
Впрочем, истинные масштабы обмана, быть может, станут известны лишь нашим потомкам.
Киев, Ирина Бохно
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».