После того как президент Украины Виктор Янукович заявил о возможности проведения референдума по присоединению к ЕС или вхождению в Таможенный Союз, стало ясно, что эта инициатива получит отклик и в Молдове. О молдавском контексте «украинского референдума» размышляет автор нескольких документальных фильмов о Молдове Сергей Ткач.
Виктор Янукович озвучил идею референдума о присоединении к ЕС или Таможенному Союзу не от хорошей жизни. Он оказался зажатым в тиски, как и Барак Обама со своим неправедным решением бомбить Сирию, когда он попросил на военную операцию разрешение у конгресса.
На Украине хоть и с опозданием, но сообразили, что народ существует не только для того, чтобы платить налоги и ходить на выборы, и что у него есть право самостоятельно решать свою судьбу. В ситуации, когда страна оказалась перед геополитическим и даже историческим выбором, идея посоветоваться народом – не самое последнее дело. Конечно, если это желание искреннее, а не инструмент очередной манипуляции.
Но, предложив украинскому обществу референдум, Виктор Янукович неожиданным образом дискредитировал власть соседней страны – Молдовы. Потому что здесь, где ситуация почти идентичная украинской, подобного референдума боятся как черт ладана.
В Молдове политики также ведут народ в «западню» ЕС, то есть, хотят набросить ему на шею еще и «европейское ярмо», не заботятся об экономике страны, делают огромные долги, и поют песни о прекрасном европейском «далёко». И при этом не обращают внимания на судьбу Греции, Кипра, Болгарии, Португалии, Венгрии и других государств, изрядно нахлебавшихся «брюссельской похлебки».
В Молдове социологические опросы показывают ясную картину: более 80% населения не поддерживают нынешний курс властей. И это обстоятельство настолько пугает правящую коалицию, что для них предложение о референдуме, типа украинского, равносильно мысли о самоубийстве. Все еще хорошо помнят прошлогоднюю историю со сбором подписей за референдум о вступлении в Таможенный Союз. Она так напугала АЕИ, что уже Центризбирком заблокировал инициативу, объявив подписи 200 тысяч человек липовыми. До сих пор неизвестна судьба этих подписных листов, по слухам, «похороненных» в Генпрокуратуре.
Примечательно, что достоверность подписей поставил под сомнение человек, сам недавно уличенный в странной забывчивости. Помните, да, что Юрий Чекан, нынешний глава ЦИКа «забыл» указать в декларации об имуществе свою собственность в Румынии?
Другие же молдавские официальные лица страны твердили, что подобный референдум – политическая провокация, попытка «дестабилизации политической ситуации в стране». Хотя все с точностью наоборот. Потому что не имея ясно выраженного мандата от народа, евроинтеграторы упорно подставляют народную шею под европейский «хомут» с румынским поводком.
Есть и другая категория молдавских политиков и политологов, которые выступают против идеи референдума, хотя вроде бы они двумя руками за союз с Россией. Прямо или косвенно поддерживая нынешнюю власть, они объявили идею референдума о вступлении в Таможенный Союз преждевременной, а потому ошибочной.
В основе этой точки зрения тезис, что нельзя выносить вопрос о присоединении к Таможенному Союзу на референдум, не имея с ним общих границ. И тем более, когда соседняя Украина сама обивает брюссельские пороги.
Во-первых, делается это потому, что сам факт такого референдума лишает легитимности нынешний курс и разваливает правящую коалицию. Это происходит потому, что нынешняя власть сделала евроинтеграцию сутью своей политики, подменила внешним ориентиром решение насущных проблем страны. Обращение к мнению народа в такой ситуации неминуемо приведет к скатыванию правящих партий в политический кювет.
Во-вторых, при внимательном рассмотрении заметно, что аргумент «отсутствие общих границ» – разводка и подмена понятий. Разве этот вопрос вообще мог бы возникнуть, если бы Украина была частью ТС? Тогда Молдову просто затянуло бы мощным экономическим водоворотом в евразийское таможенное пространство. Население и власть даже не успели бы ахнуть.
В нынешних условиях Украина вовсе не помеха, а объективная данность. Разве она сейчас не стоит на торговом пути Молдовы в Россию и другие страны ТС? Территориально ее все равно нужно преодолевать.
В Таможенном Союзе что самое главное для Молдовы? А то, что это единое пространство трех государств, с которыми у Молдовы давние исторические экономические связи. Это ведь какой простор! Ведь одна только Беларусь покупает молдавских вин больше, чем все страны ЕС вместе взятые.
А ведь вхождение в такое пространство дает множество торгово-экономических преференций, способно повлиять на тарифы энергоносителей, и – что очень-очень важно для Молдовы – дает возможность на другом уровне решать проблемы трудоустройства и миграции кадров. А молдаван в России около миллиона, чуть ли не треть населения.
Не секрет, что не имея общей границы с Таможенным Союзом, с ним готовы сотрудничать и другие страны. Они что тоже должны смотреть на Украину? Или же должны думать о собственном экономическом интересе, о гражданах своих государств?
И этот простой расклад понятен даже студенту первого курса экономического вуза.
Значит, дело не в Украине. Адвокаты нынешних молдавских властей просто людям «пудрят мозги» для того, чтобы сохранить существующие преступные схемы с участием таможни (или таможен?). Разделенность, таможни и, следовательно, «контрабас» приносят «кураторам» от власти баснословные прибыли. И от них, ради народа, никто не хочет отказываться. Присоединение к Таможенному Союзу, той же Украины и Молдовы, может разрушить многие преступные схемы. Вот где собака зарыта!
Третье. Совершенно очевидно, что присоединение Молдовы к Таможенному Союзу переведет в иную плоскость вопрос урегулирования приднестровской проблемы. Так хотят этого объединения Кишинев, Брюссель и Вашингтон? Создается впечатление, что в этих столицам ждут, что Москва вместе с Тирасполем придут и падут в ноги, наслушавшись брюссельской докучной сказочки про белого бычка?
Скорее там будет реализован иной сценарий: с хождением российского рубля, выдачей внутренних российских паспортов и открытием филиалов российских банков. То, что эти наметки не бредни депутатов Госдумы РФ показывает реализация многочисленных гуманитарных проектов в Приднестровье. Схема чем интересна? Ведь финансируется не Приднестровье напрямую, а российская неправительственная организация. Под личным контролем Дмитрия Рогозина.
И четвертое, возможно, самое важное. Проведение в Молдове референдума – это серьезный тест нынешний власти на демократичность. Воля молдавского народа должна быть проявлена на референдуме. Пора у народа напрямую спросить чего он хочет. Не в виде обманок – предвыборных партийных программ. А четко и ясно. Если на референдум готовы пойти украинцы, то молдаване, что, из другого теста?
Конечно, в отличие от Украины – у нас не народом избранный президент, а лишь его тень. Человек, занявший должность в результате межпартийного сговора и лишь потому, что если бы его не назначили, то парламент пришлось бы распустить.
Да и правительство Молдовы – жалкая тень олигархов, которые преуспели в рейдерских атаках и захвате банков, а сейчас изготовились к прыжку, чтобы наложить лапу на госсобственность, подпавшую под приватизацию по их же решению.
Вне всякого сомнения, решение Януковича дискредитирует молдавскую власть перед народом и другими странами. Выставляет молдаван неполноценными.
Но кто-то может и возразить. Нынешняя молдавская власть до такой степени себя опорочила воровством, коррупцией, междоусобными войнами, элитными охотами и уголовщиной, что на теле этой власти уже места для клейма не осталось.
И, возможно, что те, кто так говорят правы. Но нужно не забывать об эффекте последней капли, чего-то вроде восклицания мальчика, что «король голый».
Если на Украине развернется референдум, любой в Молдове будет примеривать эту ситуация на себя, на Молдову, и задаваться вопросом: «Почему нас никто не спрашивает, черт побери эту власть?»
В конце концов, населению Молдовы пора понять, что нынешняя власть превратила страну в разменную монету.
В день независимости Молдовы еврокомиссар, премьер Румынии и Молдовы помпезно открыли строительную площадку газового трубопровода Яссы-Унгены. Через несколько дней стало известно, что сама площадка и трубы, привезенные для имитации, исчезли. Кто унес эти трубы, местные жители или румынский подрядчик – неизвестно. Зато появилась информация, что румынские СМИ тихо посмеиваются над идеей этого газопровода, так как цена газа для молдаван, называемая уже сейчас, больше той, что платят российским поставщикам.
Брат братом, а брынза за деньги, напоминает молдавская пословица. И бесплатный сыр бывает только в мышеловке, говорит универсальное наблюдение.
То, что мышеловка европейская, суть дела не меняет.
Кишинев, Сергей Ткач
Кишинев. Другие новости 03.09.13
Молдавский министр обороны советует Дмитрию Рогозину заняться проблемами России. / Молдаванин, загруженный «Союзом», пытался прорваться на Украину. / Генпрокуратура отказывается комментировать обвинение в адрес Андрея Пынти до тех пор, пока он не вернется из отпуска или не включит телефон. Читать дальше
© 2013, «Новый Регион – Кишинев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».