AMP18+

Кишинев

/

Молдавскую железную дорогу ждет судьба аэропорта

Государственное предприятие «Железная дорога Молдовы», включенное в список объектов, подлежащих приватизации, может быть передано в концессию, как и Кишиневский международный аэропорт. О том, что такой вариант обсуждается, «Ъ-MD» сообщили источники в правительстве.

Сначала ЖДМ реорганизуют, разделив на три составляющие: грузовую, пассажирскую и инфраструктурную. В рамках реформирования планируется кардинальное сокращение штата предприятия – почти вдвое. О том, что ЖДМ вслед за Кишиневским международным аэропортом может быть передана в концессию, сообщили источники в Минтрансе и подтвердили в Минэкономики.

По словам собеседников «Ъ-MD», такой вариант рассматривается правительством. Однако конкретного, положенного на бумагу плана передачи госактива в концессию на сегодняшний день нет. Более того, к его подготовке приступят лишь после реформирования предприятия. В рамках намечающейся реформы ЖДМ разделят на три независимых подразделения: грузовое, пассажирское и инфраструктурное.

Об этом говорится в Стратегии развития транспорта и логистики на 2013-2022 годы. По замыслам правительства, подразделения ЖДМ будут функционировать отдельно друг от друга. Также в рамках реформы будет создан регулятор железнодорожной отрасли – специализированное Национальное агентство.

По словам источников «Ъ-MD», реформа госпредприятия также предусматривает сокращение штата работников. Под него могут попасть около 5 тыс человек (сейчас в ЖДМ работают порядка 10 тыс человек). «Реформа может затянуться на несколько лет, так как никто перед выборами не рискнет увольнять такое количество людей», – отметил собеседник «Ъ-MD», знакомый с подготовкой реформы.

Ранее решением правительства ЖДМ была внесена в список предприятий, подлежащих приватизации в ближайшие годы, хотя ранее правительство не собиралось расставаться с этим активом. В упомянутой Стратегии развития транспорта и логистики отмечается, что ЖДМ будет разделена на три части только в 2015 году.

Как пояснил «Ъ-MD» источник в правительстве, Стратегия является общей. Впоследствии по каждому отдельному виду транспорта должен быть разработан отдельный проект реформы, он уже готов и отправлен на утверждение в правительство. Раскрыть «Ъ-MD» его содержание в Минтрансе отказываются, ссылаясь на то, что в документе «много секретной информации».

«Реформу ЖДМ должны также утвердить доноры – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк, так как именно они будут ее финансировать», – отметил собеседник «Ъ-MD» в правительстве. Ранее сообщалось, что доноры выделят на развитие ЖДМ 50 млн евро.

Не исключено, что реформирование ЖДМ будет осуществляться по латвийской модели. В начале сентября глава Минтранса Василий Ботнарь и глава ЖДМ Андрей Домашкан ездили в Латвию для ознакомления с опытом реформирования «Латвийских железных дорог» (ЛЖД).

ЛЖД была реформирована путем разделения на три независимых департамента: грузовой, пассажирский и инфраструктурный. Однако после этого предприятие все же осталось в госсобственности. Получить комментарии Андрея Домашкана по поводу предстоящей реформы предприятия и передачи его в концессию не удалось – мобильный телефон чиновника не отвечал.

Сразу после своего назначения в августе этого года Домашкан заявлял «Ъ-MD», что сконцентрируется на налаживании эффективной работы всех департаментов предприятия. «Необходимо сделать так, чтобы они действительно были независимыми и эффективно работали не только на бумаге», – сказал Домашкан.

Бывший глава ЖДМ Мирон Гагауз, являющийся сейчас депутатом парламента от оппозиционной Партии коммунистов, считает, что выгодная для государства концессия возможна. Но называет этот вопрос политическим.

«Единственный пример удачной концессии – это когда «Российские железные дороги» взяли в концессию армянские, но там было больше политики, чем экономики. Если исходить из того, что власти пойдут по варианту концессии, в первую очередь должна выиграть наша страна и должен быть консенсус среди всех политических партий. Будет ли это экономически выгодно, сказать сложно»,– отметил Гагауз.

Он напомнил, что сама идея концессии не нова. «Такая идея была при Брагише (Дмитрий Брагиш возглавлял правительство Молдовы с 1999-го по 2001 год). Тогда была европейская компания, которая хотела взять ЖДМ в концессию на 50 лет, заплатив $35 млн, но это предложение отклонили», – вспоминает экс-глава ЖДМ.

Он добавил, что в соседней Румынии проект разделения главного железнодорожного предприятия закончился неудачно. «Разделение на три департамента предполагает, что убыточные отрасли железной дороги, например пассажирские перевозки, не будут финансироваться за счет прибыльных, таких как грузовые. Сейчас ежегодные убытки ЖДМ от перевозки пассажиров составляют около 200 млн леев. В Румынии через 5-6 лет после такой реформы CFR Marfa (грузовые перевозки) стала убыточной», – резюмировал Мирон Гагауз.

Экономический эксперт Виктор Чобану, в свою очередь, отметил, что рассуждать об эффективности концессии можно будет только после оглашения ее условий. «Пусть сначала представят план концессии – должно быть ясно и понятно, что это за концессия и на каких условиях», – заключил эксперт.

Кишинев, Петр Винокуров

© 2013, «Новый Регион – Кишинев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Кишинев, В мире, Политика, Скандалы и происшествия, Транспорт, Финансы, Экономика, Молдавская пресса,