28 марта в Зауралье проходит ежегодная конференция работников образования. Более 400 представителей отрасли обсудят проблемы модернизации образования и наметят векторы ее дальнейшего развития. О том, чем примечательна реформа и к каким последствиям она приведет, «Новый Регион» побеседовал с первым заместителем начальника главного управления образования Курганской области Эдуардом Абрамовым.
Реформу заказали люди
«Реформы образования идут уже на протяжении двух десятилетий, – говорит Эдуард Абрамов. – Кто их инициирует? Безусловно, общество, которое выражает некую неудовлетворенность качеством получаемых услуг в сфере образования или их доступностью. Кроме того, сегодня и работодатели заявляют о том, что хотели бы видеть образование интенсивно развивающимся, активно откликающимся на вызовы времени, на потребности экономики в плане подготовки квалифицированных кадров.
По мнению Эдуарда Абрамова, современное образование должно работать на опережение, прогнозировать возможные векторы развития общества, экономики, научной мысли. Более того, заблаговременно готовить те кадры, которые потребуются стране в будущем. Еще одним важным принципом, который сегодня постулируется повсеместно, должно стать «образование через всю жизнь».
«Подготовить человека, чтобы в конечном итоге он был готов ко всему – невозможно, – уверяет замначальника ГУ образования Зауралья. – К слову, период полураспада знаний в области гуманитарных наук составляет порядка трех лет, точных наук – пять-шесть лет. Это означает, что человек, получивший специальность, но не подкрепляющий знания практикой, года через три-четыре утратит половину из них.
Обращаясь к опыту советской школы, Эдуард Абрамов отмечает – в словах о том, что выпускник был всесторонне развит и готов к любым испытаниям, есть много лукавства. Начинить ребенка знаниями на всю жизнь невозможно просто по законам природы, сегодня это понимают все. И главная задача современной системы образования – не рыбу дать, а удочку (скорее даже, современный спиннинг) и научить ребёнка ей пользоваться.
Новая школа будет практикоориентированной. Она будет учить учиться на протяжении всей жизни, развивать в ребёнке способности к анализу и прогнозированию, умение пользоваться знаниями и получать новые».
О новых подходах к оплате труда
Однако, все вышесказанное – лишь идеология. Она формировалась долго, начиная с безуспешной попытки введения стандартов в середине 90-х годов, национальной доктрины образования 2000 года, заканчивая масштабной концепцией модернизации образования 2010 года. Сюда же можно включить приоритетный нацпроект «Образование», который был объявлен в 2005 году, и образовательную инициативу «Наша новая школа» 2001 года. Все это дало мощный толчок к созданию новых организационных парадигм в сфере образования. Но резонирующим событием стало утверждение проекта модернизации региональных систем общего образования в 2011 году. Фактически, он является кульминацией предшествующих посылов двух десятилетий.
Именно этот проект дает конкретные результаты. Конкретные – в плане их осязания, материального воплощения.
«В отличие от многих предыдущих проектов он наполнен финансово, чем отличается от них в корне, – рассказывает Эдуард Абрамов. – Как и по всей стране, в Курганской области он реализуется уже два года. В прошлом году мы получили федеральную субсидию на модернизацию системы общего образования в размере 190 млн. рублей, еще 10 млн. рублей выделено из областного бюджета. В рамках этого проекта, в первую очередь, в минувшем году удалось решить главную из поставленных задач – повысить заработную плату учителям на 30%. Все школы перевели на отраслевую систему оплаты, которая ориентирована на стимулирование качественного педагогического труда.
Согласно рекомендациям Минобразования, в отраслевой системе оплаты труда соотношение базовой части и стимулирующей составляет 70 к 30. И школы, при активном участии органов общественного управления, родительского сообщества, самостоятельно разрабатывают механизмы распределения средств. Вопреки опасениям, в Зауралье этот переход не слишком болезненный: с 2008 года в качестве эксперимента на новую систему оплаты труда было переведено 40 пилотных школ. Накопленный опыт помог учесть большую часть возникающих проблем и разработать ряд методик при распределении стимулирующей надбавки».
Оплата труда по новой системе складывается из многих: это и образование педагога, стаж, квалификационная категория, наличие профессиональных званий («Почетный работник образования», «Отличник просвещения» и другие), отраслевых наград и прочих. Кроме того, в Курганской области есть отдельная надбавка для сельских учителей – еще плюс 25% к заработку.
Возникает закономерный вопрос: а если нет стажа и опыта – будет ли достойная зарплата? Будет, уверяет Эдуард Абрамов: «Стимулирующий фонд достаточно обширный, он позволяет черпать средства на компенсацию молодым специалистам отсутствия тех выплат, что положены за стаж. Помимо этого, на областном уровне существуют очень хорошие формы поддержки, – поясняет Эдуард Николаевич. – Например, те учителя, что приходят работать в сельские школы, получают из областного бюджета субсидию в размере 100 тысяч рублей, в ряде муниципальных образований приняты свои компенсаторные меры. В Кургане молодые педагоги получают единовременную выплату в 50 тысяч рублей.
В Зауралье принято не только платить за труд молодого педагога, но и поддерживать его морально. Например, на базе Шадринского государственного педагогического института действует педагогическая интернатура, которая помогает будущему учителю постепенно и безболезненно входить в профессию. Не менее интересна и система трехступенчатого наставничества за молодыми педагогами. За каждым из них закрепляется три наставника: из собственного образовательного учреждения, на муниципальном уровне, и, наконец, на региональном уровне, на базе Института развития образования. В итоге получается коллектив из трех профессионалов, который патронирует деятельность специалиста. Помимо этого, есть ряд акций – «Поздравь своего учителя», «Как живешь, молодой учитель?» и другие»...
У школ открывается второе дыхание
Как ни крути педали, а угнаться за мощным автомобилем на велосипеде не получится. То же и в образовании – старые методы и оборудование в новых условиях попросту бесполезны. Для того, чтобы школа от прогресса не отставала, ей помогают материально. Причем объем финансирования очень серьезный.
«В прошлом году на реформу образования в Курганской области было выделено более 200 млн. рублей. В текущем году сумма значительно выше, в общей сложности она составляет 629 млн. рублей», – рассказывает Эдуард Абрамов.
Много это или мало – вопрос спорный, особенно если учесть, что сеть школ в Курганской области была построена еще до 1985 года. Идет естественный износ конструкций, устаревает оборудование. Однако сегодня у зауральских школ открывается второе дыхание. Помимо того, что в инвестиционной программе области на 2012 год предусмотрено 179 млн. рублей на строительство и капитальный ремонт 14 образовательных учреждений, по словам Эдуарда Абрамова, планируется выделение 157 млн. рублей по программе модернизации на проведение капитальных ремонтов еще 33 объектов.
Ряд мощных денежных инъекций будет введен в оснащение школ. Так, около 150 млн. рублей выделяется на учебно-лабораторное оборудование, 50 млн. рублей – на компьютеризацию школ, часть средств будет направлена на модернизацию школьных столовых, на оснащение медицинских кабинетов. Порядка 15 млн. рублей затратят на приобретение спортивного инвентаря. Также в рамках программы на 42 млн. рублей будет закуплен транспорт, как автобусы, так и «Газели». И это плюсом к тому, что с 2002 года регулярно шли поставки транспорта по программе «Школьный автобус».
Снимается и главная головная боль родителей. Ученики, которым предстоит обучаться по новым стандартам, будут полностью обеспечены всей литературой. Уже сейчас начальная школа закупила 100% учебников, в среднем же школы обеспечены нужными книгами и пособиями на 90%. То же касается и мебели. Как уверяет Эдуард Абрамов, к концу 2013 года Курганская область выйдет на 100% обеспеченность школ современной учебной мебелью. К концу 2012 года эта цифра составит не менее 70%.
Почти 95 миллионов рублей по проекту будет направлено на проведение работ, связанных с внутренней инфраструктурой и текущим ремонтом. Зауралье планирует существенно продвинуться по внедрению мер, направленных на энергосбережение.
«До конца года мы должны провести энергоаудит во всех школах, обеспечить установку приборов энергоучета, которые помогали бы учреждению более экономно вести деятельность, – поясняет замначальника ГУ образования. – Также мы выделяем школам средства на внедрение собственных энергосберегающих технологий (замену оконных блоков, входных групп и так далее)», – говорит собеседник агентства.
Ждет зауральскую школу и еще одно новшество. С введением новых стандартов в образовательных учреждениях должен произойти технический переворот: предполагается и наличие автоматизированных рабочих мест, как для учителя, так и для ученика, так и создание соответствующей информационно-образовательной среды. Это и Wi-Fi точки, и современное медиа-оборудование, и возможность проведения телемостов между школами. Этому планируют уделить большое внимание в Курганской области. И небезосновательно – порядка 40% школ малочисленные, которые находятся далеко от райцентров. Здесь есть острая проблема нехватки кадров, но страдать из-за этого качество образования не должно.
«Мы планируем идти по пути развития дистанционного обучения, – говорит Эдуард Абрамов. – Способы существуют разные. Можно создавать интернатную систему. Но, с одной стороны, это крайне дорого, с другой – вызывает массу нареканий среди психологов в плане социального комфорта детей. Еще один способ – это установление видео-моста между школами. Строго говоря, если в школе нет учителя химии, мы подключаем класс к той, где идет этот урок, стыкуя учебные графики.
По мнению нашего собеседника, такой вариант для Курганской области является оптимальным. Уже в этом году каждая райцентровская школа станет центром дистанционного обучения. Все они замкнутся в единую сеть, ядром которой будет лицей для одаренных детей. В перспективе же, каждая такая школа проторит дорожку и к малочисленным сельским образовательным учреждениям».
Изюминки зауральского образования
В каких-то вопросах образовательной сферы Курганская область даже может дать фору иным регионам. Здесь хорошо развиты собственные программы поддержки детей и существует ряд уникальных образовательных инициатив.
«Особый уклон сегодня мы делаем на развитие одаренных детей, – рассказывает Эдуард Абрамов. – У нас есть лицей для одаренных детей – предмет нашей особой гордости. Тут концентрируются все методические находки для работы с такими детьми, в этом направлении действует целый методический центр. Реализуются несколько интересных проектов. Это «Малая академия наук», которая охватывает большое количество учащихся и направлена на формирование у детей исследовательских умений и навыков, техническое творчество. Это проект «Интеллектуал Зауралья», шахматный всеобуч. Все дети с переходом на новые стандарты изучают шахматы. Это делается не столько для того, чтобы стимулировать спортивные победы ребенка, сколько с точки зрения развития логического мышления и умения прогнозировать. Кроме этого, у нас есть проект «Патриот Зауралья» – развитие кадетского движения. И мы гордимся нашими кадетами.
По мнению собеседника «Нового Региона», в Курганской области есть свой колорит, изюминки, которые отличают зауральское образование. В их числе – культурно-образовательные центры, территориальные школьные округа, в которые объединяются несколько образовательных учреждений, суммируя в себе ресурсы школ с возможностью их взаимоиспользования, и многие другие».
Завершая беседу, Эдуард Абрамов подчеркнул – система образования движется по верному пути: «Кто-то говорит, что в этой сфере много метаний. Но если пристально посмотреть на каскад разных проектов в системе образования, то можно увидеть их безусловную логику. Мы, наконец, пришли к тому, что государство не только дало идеологию, но и серьезно материально помогает при воплощении ее в жизнь».
Курган, Марина Кирсанова
Курган. Другие новости 28.03.12
В Зауралье 176 молодых семей получили субсидии на погашение ипотеки. / В Кургане изменены правила приема первоклашек в школы. / МЧС предупреждает о штормовом ветре в Зауралье. На Курган обрушился ледяной дождь, 40 человек травмированы. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Курган»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».