AMP18+

Москва

/

Медведев пытается стать «таким же, как Путин» Авторская колонка

Где тот интеллигентный мальчик Дима, которого два года назад россияне избрали президентом? Откуда взялся этот гопник, с которым сегодня в прямом эфире общались генеральные директоры ведущих телекомпаний? И зачем нам полтора часа показывали разговор «ни о чем»? Такими вопросами задался корреспондент «Нового Региона» и написал об этом авторскую колонку.

Дмитрий Медведев старался выглядеть брутально, старался быть «таким, как Путин», и это не могло не броситься в глаза. В начале декабря россиян буквально облучил своим обаянием премьер-министр, – в конце месяца команда президента нанесла адекватный пиар-удар.

Что касается содержательной части, то сегодня президент не сказал согражданам почти ничего нового, за исключением фактически объявленной в прямом телеэфире начале реформы МВД.

Медведев подвел итоги кризисного года: было трудно, мы выдержали, страну сохранили, расслабляться рано. Еще раз пройдясь по неэффективности и сырьевой зависимости отечественной экономики, глава государства через вопросы ведущих (а они, безусловно, были заранее спланированы), перешел к своей главной фишке – модернизации. Опять же ничего нового. Улыбнуло лишь обещание, что модернизация будет «тотальной».

Улыбнуло и насторожило. Потому что уже до этого, на уровне подсознания скребло. Говорит как-то быстро, энергично – что-то не то с нашим душкой-президентом. Какая-то фальшь чувствовалась, как будто Медведев надел чужую маску.

Появление президента в эфире стало калькой с «Разговора с Владимиром Путинным». Калькой, разумеется не буквальной, а концептуальной.

Сходства очевидны. Например, так же как и премьер, Медведев и его «собеседники» затронули самые актуальные и обсуждаемые сегодня темы и вопросы. Видимо, это новая тактика в информационной политике Кремля – не избегать острых вопросов, а атаковать первым, предлагая новые эффектные формулировки.

К примеру, после президентского послания Совету Федерации, в прессе много рассуждали, мол, в России еще ни одна демократическая модернизация не удалась, а достигали успеха только модернизации авторитарные, на крови.

«Насильственные модернизации в прошлом, – отчеканил Медведев. – Мы пойдем своим путем. Модернизация должна основываться на эффективности и внутреннем желании людей меняться».

Впрочем, уже после следующего вопроса стало понятно – брутальным и крутым наш президент может быть только на свободном поле, а трогать святое у него кишка тонка. Об итогах октябрьских выборов Медведев говорил в духе песенки советских времен – «если кто-то, кое-где у нас порой». Он признал – юридическая оценка показывает, что «общая обстановка нестерильна, кое-где были нарушения», но при этом «количество нарушений не было массовым» и списал все на «болезни роста» нашей демократии.

Еще одно сходство с телеобщением Путина – упоминание запретных персоналий. Если премьер неожиданно рассказал всем «правду» о Ходорковском, то президенту задали неожиданно-запланированный вопрос о Касьянове и Каспарове.

Ответ в прошлом интеллигентного Дмитрия Медведева прозвучал как знак презрения: «Это известные люди. Один бывший председатель правительства, другой – бывший шахматист». И все. С высокомерной иронией Дмитрий Анатольевич высказался и о внесистемной оппозиции вообще, мол, она «потому и внесистемная, что сама себя внутри системы не видит», мол пока они закон не нарушают, пусть себе шумят, я не против, хотя, уточнил он, «я не всегда понимаю, чьи интересы они выражают».

Дальше «опутинение» стало проявляться все явственнее. Фразочки и шутки «а-ля Владимир Владимирович», безусловно, заготовленные заранее, проскальзывали в ответах почти на каждый вопрос.

Один из ведущих, присутствовавший в зале, где президент зачитывал свое послание Федеральному собранию, поделился своими впечатлениями от этого события. Мол, многие чиновники там сидели, в мобильный телефон играли, прошедший вечер обсуждали да в носу ковырялись. «Тех, кого запомнили – списочек мне передайте потом», – ответил Медведев. Как это похоже на уже ставшее классическим: «Адреса, пароли, явки?».

Ответил президент на такие актуальные в обществе вопросы, как реформирование МВД (сообщил, мол сегодня подпишу указ) и системы исполнения наказаний (тут еще одна путинская фразочка: «Отморозков нечего жалеть»), завышенные цены на лекарства («нельзя разрешать борзеть производителям лекарств и аптечной сети. Здесь мы порядок наведем. С ценами разберемся».).

Северный Кавказ, российское пьянство, трудовые мигранты и реформа армии – важно было не то, что говорил президент (тем более, что ничего нового, он не сказал), а как он говорил.

О «Невском экспрессе»: «Я уверен, что следствие вместе с оперативными работниками способно этих уродов разыскать, арестовать и судить».

О пожаре в «Хромой лошади»: «Тут есть вина пожарной охраны. Они проверяли, проверяли, а че ж не закрыли то? Взятки получили?».

О подпольных игровых клубах: «Их нужно просто прихлопнуть. Прошерстим законодательство. Еще что-нибудь придумают – еще раз закроем и еще раз накажем».

Риторика и лексика вполне естественные для бывшего чекиста, но мало приемлемые для «отца демократической модернизации» и надежды российской интеллигенции.

Все окончательно поставила на место концовка. Как и у Путина она была построена, как говорят пиарщики, «на соплях». То есть на чувствах. Мол, Медведев тоже человек, такой же как мы все. Пошли вопросы вроде: «Во сколько Вы встаете?», да «Какие книжки читаете?», «Как семья?», да «О чем мечтаете?».

Пожалуй, ключевым вопросом был: «Изменились ли Вы с момента, как стали президентом?». Ключевой он потому, что дает ответ на вопрос: «Зачем нам в течение полутора часов показывали все это, так и не рассказав ничего нового?».

«Да, я ощущаю, что очень изменился. Это особая ответственность», – сказал Дмитрий Медведев.

Очевидно, что именно для этого три ведущих телеканала страны выкроили полтора часа своего дорогостоящего эфира, чтобы донести до целевой аудитории месседж: Медведев изменился, он уже не такой как был два года назад, он не марионетка, он крутой. Нам продемонстрировали сурового («прихлопнет» и не задумается), но справедливого и доброго царя – образ, испокон веков любимый российским народом.

Стоит отметить еще одну деталь – откровенные попытки Медведева понравиться молодежи. Тут и намеки, что многим в России «пора на отдых» и на смену им должны прийти «молодые люди, которые хотят работать». И совсем популистские сообщения, что мол на тумбочке у президентской кровати лежит новая книга Пелевина, и признание, что ему нравится группа «Линкин парк».

Вывод напрашивается сам собой: Путин и Медведев, похоже, на самом деле пока не определились, кто из них будет управлять Россией после 2012 года. Если медведевская «модернизация» пойдет – ему, видимо, и дальше рулить. А Путина и на месте премьер-министра «неплохо кормят» и звание лидера нации его вполне устраивает. А вот если Дмитрий Анатольевич облажается – извини-подвинься. Поэтому, пиар-бомбардировка различных электоральных слоев нашей необъятной Родины будет пока продолжаться обоими штабами.

Москва, Виталий Акимов

© 2009, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Северо-Запад, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Авторская колонка, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,