«Бессмысленный и беспощадный процесс» «Болотное дело» – это имитация правосудия, считают адвокаты
Адвокаты обвиняемых по делу о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года не знают, что власть хочет показать процессом над 12-ю фигурантами. Сторона защиты называет суд «бессмысленным и беспощадным» и не берется давать прогнозов относительно приговоров, которые, по мнению адвокатов, вообще никак не будут зависеть от того, что сейчас происходит в Никулинском районном суде Москвы, где рассматривается «болотное дело».
Т.н. «процесс 12-ти», на котором судят первую «партию» обвиняемых по «болотному делу» начался 6 июня в Замоскворецком суде. Затем слушания перенесли в Никулинский суд, где в зале заседаний больше места, и куда «группе поддержки» подсудимых добираться сложнее. В течение прошедшего полугода на слушаниях сторона обвинения представляла свои доказательства. «На исходе шестого месяца судебной стадии этого дела должно быть совершенно ясно, с чем обвинение пришло в суд. Обвинение продекларировало (свою точку зрения), и теперь обязано предъявить доказательства, чем оно вроде бы как и занимается. «Вроде бы как» – это не фигура речи. Процесс носит абсолютно имитационный характер», – прокомментировал процесс на сегодняшней пресс-конференции адвокат Вадим Клювгант.
Он отметил, что в зале заседаний много раз звучат слова «потерпевший», «беспорядки» и так далее, однако люди, которые свидетельствуют со стороны обвинения, не могут подтвердить точку зрения обвинителей. «Несколько десятков людей, которые носят погоны (сотрудники ОМОН и полиции) должны были своими показаниями подтвердить, что были массовые беспорядки и что конкретно эти 12 человек являются их участниками, – говорит Клювгант. – Но когда задаешь вопрос, в чем выразились массовые беспорядки, никто не может внятно сказать, что они имеют под этим в виду». Хотя, как отметил адвокат, понятие «массовые беспорядки» раскрыто в УК РФ: в кодексе перечислены признаки беспорядков – это, в частности, организованное действие, направленное на дезорганизацию жизни города, а также, к примеру, погромы.
По мнению Клювганта, обвинение окончательно «рассыпалось», однако суд явно поддерживает эту сторону. «Идет подгонка процедуры под заранее поставленную цель. А цель – назначить виновных», – констатировал адвокат.
Адвокат Дмитрий Аграновский, который в суде защищает Ярослава Белоусова и Владимира Акименкова, называет процесс беспрецедентным, в частности, из-за того, что обвиняемые находятся под стражей уже 15 месяцев (и это не только 12 человек, которых уже начали судить).
«Мы никак не можем понять, почему именно наши подзащитные были задержаны. По моему мнению, задержан быть мог любой из 30 тысяч (которые вышли на шествие 6 мая). Процесс бессмысленный и беспощадный. Непонятно, что хотят им показать», – сказал он.
Аграновский считает, что столкновения с полицией были заранее спланированы. «Причиной столкновений стал тройной кордон ОМОНа (который не пускал людей на Болотную). На видеозаписи, которую мы смотрели в суде на старте слушаний, видно, как колонна подходит к ОМОНу, и вместо того, чтобы кордон отодвинуть, его держат несколько часов. То, что произошло, было подготовлено, в том числе теми, кто может выставлять кордон в определенном месте. Можно в чем угодно обвинять Развозжаева и Удальцова (им инкриминируют организацию массовых беспорядков), но уж точно не в том, что они могут распоряжаться ОМОНом», – подчеркнул юрист.
С этим мнением согласен адвокат Вячеслав Макаров, который защищает голодающего в знак протеста вот уже два месяца Сергея Кривова. «Перед началом шествия организаторы предупреждались, что шествие пройдет от Калужской площади до Болотной. И когда возник кордон, переориентировать людей и объяснить им, почему они не могут пройти, было сложно, – рассказывает Макаров. – Все действия были спланированы, но попытка все-таки провалилась, люди пришли с детьми и с хорошим настроением».
Также Макаров согласен с Вадимом Клювгантом в том, что суд и обвинение находятся на одной стороне: «Суд откровенно ведет процесс с обвинительным уклоном».
Когда закончится «процесс 12-ти», адвокаты с уверенностью сказать не могут. Как отмечает Клювгант, дело слушается так, что планировать свою работу адвокаты не могут. Однако есть мнение, что суд закончится до Олимпиады в Сочи. В этом уверен и Дмитрий Аграновский, а Вадим Клювгант сообщил, что еще на старте процесса был сделан неофициальный намек именно на такие сроки.
Сколько лет лишения свободы могут получить обвиняемые, их защита также пока судить не берется. В беседе с корреспондентом «Нового Региона» Дмитрий Аграновский признался, что никакой ясности с этим нет. «Мы не знаем даже, попадут ли они под амнистию. Одну могу сказать точно – приговор не зависит от того, что происходит сейчас в суде. Они просто перепишут обвинительное заключение», – сообщил он.
От чего или от кого зависит вердикт суда, адвокат не пояснил, однако отметил, что, по его мнению, президенту РФ Владимиру Путину это дело «по барабану».
Также Аграновский напомнил, что параллельно с процессом в Никулинском суде идет коммуникация с Европейским судом по правам человека по жалобе «Владимир Акименков и 6 других против России». Ранее ЕСПЧ объединил в одном производство и придал ему приоритет 7 жалоб – Владимира Акименкова, Леонида Ковязина, Михаила Косенко, Ярослава Белоусова, Артема Савелова, Андрея Барабанова и Николая Кавказского. По словам Аграновского, на днях ЕСПЧ поставил перед Российской Федерацией 26 вопросов по этому делу. В частности, о неправомерности ареста (адвокат отмечает, что это уникальный случай – обычно на самом факте ареста ЕСПЧ внимание не заостряет), о правомерности срока содержания под стражей, о бесчеловечном отношении к обвиняемым в зале суда, при перевозке их из СИЗО и о содержании в самом СИЗО. Россия должна дать ответ до 17 января 2014 года.
Как пояснил «Новому Региону» Дмитрий Аграновский, в надзорном порядке ход процесса он пока не обжалует, однако надеется в этом отношении именно на ЕСПЧ. Впрочем, сроки вынесения решений Страсбургским судом никак не регламентированы: ЕСПЧ может сделать это в любой момент в течение какого угодно времени.
Напомним, оппозиционное шествие «Марш миллионов» 6 мая 2012 года закончился столкновениями с полицией. В дальнейшем было заведено дело о массовых беспорядках, сейчас по нему проходит 25 человек. Леонид Развозжаев, Сергей Удальцов и грузинский политик Гиви Таргамадзе обвиняются в организации беспорядков. Таргамадзе находится в розыске, Удальцов под домашним арестом, Развозжаев в СИЗО.
Ранее в организации беспорядков был признан виновным Константин Лебедев, он пошел на сделку со следствием и получил 2,5 года заключения. Приговор по «болотному делу» был вынесен Максиму Лузянину. Его признали виновным в участии в беспорядках и в применении насилия к полицейскому. По этим же статьям был признан виновным Михаил Косенко, которому назначили принудительное лечение: у него есть группа инвалидности по психическому заболеванию, полученному после контузии в армии.
Москва, Татьяна Пашкова
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».