У Центральной Азии нет ресурсов на новый «Талибан» Киргизия и Таджикистан имеют слабый военный потенциал
Центральная Азия несет потенциальную угрозу исламизма. Предугадать конфликты сложно – однако очевидно, что регионы удобны для дестабилизации извне. Помешать войне может страх перед силой России и Казахстана. Об этих проблемах, как передает корреспондент NDNews, на пресс-конференции в Москве рассказали эксперты.
По мнению ведущего эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО Михаила Александрова, «угроза от Центральной Азии крупной войны очень сильно преувеличена».
Например, если в Афганистане вновь одержит победу «Талибан», у него «совершенно нет ресурсов контролировать страну. Недостаточно одного желания определенных групп людей – необходим военный, логистический потенциал», – отметил Александров.
Конечно, внутри Центральной Азии есть межнациональные и территориальные противоречия, однако за 20 лет даже «намеков на то, что будут решать конфликты силовым путем, не было». Для этого нужна техническая оснащенность и профессиональные кадры. К тому же, эти страны не могут устроить подобное без санкций со стороны России – «зачинщик окажется в изоляции».
По мнению Александрова, Россия должна организовывать рейды в Центральную Азию (в т.ч. в Афганистан), выявлять базы подготовки исламистов и предотвращать конфликты. «Не надо ждать и встречать их на границе, надо атаковать», – считает он.
Главный редактор «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский прогнозирует «конфликт средней интенсивности». В ОДКБ входят подразделения России, Армении, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В итоге численность достигает около 20 000 человек. «Достаточно, чтобы купировать конфликт средней интенсивности», – считает эксперт.
Однако в короткие сроки сложно нарастить военное присутствие именно в ключевых точках конфликта. Со времен СССР были заброшены и не развивались многие железные дороги и аэродромы. К тому же, только у России и Казахстана хорошая техническая оснащенность – например, танки. «В этом смысле Киргизия и Таджикистан могут выполнять только вспомогательную роль», – считает Мураховский.
Генерал-лейтенант Рамиль Муллаянов призвал наблюдать и за российскими регионами, где мусульман достаточно много – Кавказ, Урал и Поволжье. «Там спецслужбы должны работать более целенаправленно», – считает он. Однако, по его мнению, предугадать конфликт очень сложно, потому что подобные всплески редко контролируются кем-то извне.
Об этом высказался и главный редактор интернет-издания Politconservatism.ru Кирилл Бенедиктов. Он считает возможным, что теория управляемого хаоса – «фейк». «Но что совершенно точно есть – концепция контролируемой дестабилизации из внешнего центра», – сказал он.
Эксперт также обратил внимание на то, что радикальные исламисты считают нефть даром правоверным – а это «идеологическая основа, чтобы исламизм поднял голову на российские места добычи углеводорода», – отметил Бенедиктов, подразумевая Ханты-мансийский автономный округ.
Метод ИГИЛа – перенос дестабилизации через «антропотоки мигрантов», которые не чувствуют себя комфортно в чужой стране, но вынуждены работать. Опаснее наркотрафиков может быть только «идеологический трафик», – заключил эксперт.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».