Западная пресса: Низкие цены на нефть болезненны, но экспансия США – хуже Россия поддерживает иранское соглашение, несмотря на очевидную невыгодность
Россия поддержала иранское соглашение по ядерной программе, несмотря на то, что падение цен на нефть ей крайне невыгодно. Западная пресса предположила, что у президента Владимира Путина есть долгоиграющие планы – интегрироваться в международную экономику и снизить влияние США. Подробности в обзоре корреспондента NDNews.
Западные СМИ отмечают, что активная поддержка Россией ядерного соглашения с Ираном удивительна. Многие аналитики предсказывают падение мировых цен на нефть, как только Иран вернется в игру. Так, по версии немецкого аналитика Клаудии Кемферт, падение цен неизбежно – вопрос стоит лишь в том, быстро это произойдет или постепенно.
Газета New York Times объясняет это тем, что перспектива возобновления торговли с Ираном несколько облегчит российскую экономику, подпорченную западными санкциями. Многие российские компании оказались отрезанными от сотрудничества с Западом, и Владимир Путин смотрел на Азию как поле новых экономических возможностей.
Обратной стороной, несомненно, будет сильное давление на экономику России из-за снижающихся цен на нефть, добавляет издание. Кремль заявил, что готов к этому, однако в условиях рецессии этот фактор обострит ситуацию в РФ.
Свою версию высказала газета Chicago Tribune. По оценке издания, здесь играет геополитический фактор: конкуренция с США заставляет Россию сотрудничать с Ираном, даже если в сфере энергетики это невыгодно. Мирный Иран позволит сократить присутствие США на Ближнем Востоке.
«Русским не нравится видеть Америку, расширяющую влияние в мире и бомбящую страны», – пояснил сотрудник Гарварда Гэри Самор.
У Путина долгоиграющие планы, считает газета. Низкие цены на нефть болезненны для России – однако агрессия и экспансия США еще хуже. Это благотворно скажется на международных отношениях в условиях санкций, и перспектив для РФ больше при интеграции в мировую экономику.
При этом многие эксперты отмечают скорее негативные тенденции как для России, так и для других стран-экспортеров нефти. Voice of America приводит мнение аналитика Alfa-Forex Андрея Диргина, который предсказывает «сильный шок» российского рынка и стоимости рубля из-за возвращения Ирана.
«Иран готовится отвоевать часть рынка, занятого Саудовской Аравией. Есть высокая вероятность, что резко увеличится экспорт нефти и демпинг. Это может снизить цены на углеводороды по всему миру, что, в свою очередь, снизит стоимость нашей валюты», – сказал он.
Британская газета The Financial Times также отмечает, что ядерное соглашение в первую очередь скажется на валютах. По ее оценке, аналитики ожидают резкий скачок в экспорте иранской нефти, который ударит по норвежской кроне, канадскому доллару и российскому рублю.
Другие западные издания выделяют тех, кому может быть прямо выгодно иранское соглашение. Так, по оценке CNBC, в первую очередь от этого выиграют европейские и азиатские энергетические компании, включая Total и Shell. Для американцев это будет сложнее, но не менее выгодно.
Также это на руку банковской сфере, отмечает издание. «Все крупнейшие банки попытаются финансировать Иран и расширить с ним торговлю. Это большая западноориентированная страна. Иранцы – потребители всего. Можно ожидать, что все от промышленного оборудования до товаров потребления будет скуплено», – полагает старший исполнительный директор Kroll Bond Rating Agency Кристофер Вален. Особенную выгоду извлекут американцы – например, Citibank, JPMorgan, Goldman Sachs и Morgan Stanley. Также ситуация окажется благоприятной для телекоммуникационных фирм, автомобилестроения, электрификационных компаний.
Правда, пока Иран ожидают некоторые трудности в бизнесе – после многолетних санкций создался негативный образ страны. «За последние годы укоренилось восприятие, что с Ираном нельзя вести бизнес – иначе вы будете наказаны», – считает аналитик из Rand Corporation Алиреза Надер.
По мнению Washington Post, отмена санкций – это не только вопрос помощи Ирану. Прежде всего, это в интересах американских компаний, для которых открывается доступ к одному из важнейших рынков на Ближнем Востоке. Издание отмечает, что Китай, который вкладывался в страну, составлял серьезную конкуренцию для США. Теперь же ядерное соглашение – возможность уровнять различные влияния на Иран.
При этом Washington Examiner полагает, что в первую очередь от сделки выиграют сами жители Ирана, которым все это время не хватало еды и лекарств. По оценке местных жителей, противиться соглашению могут лишь те, для кого политические амбиции важнее благосостояния граждан.
Многие западные СМИ также приводят возможные прогнозы по количеству баррелей и ценам на нефть. По меньшим оценкам, через 6-12 месяцев после применения условий соглашения Иран будет выпускать 300 000 – 500 000 баррелей в день, другие дают цифры от 500 000 – 700 000 баррелей к 2016 году, сообщает Reuters. Это небольшие цифры по сравнению с показателями Ирана до санкций, когда в день экспортировали порядка 3 млн баррелей.
Однако аналитики прогнозируют, что даже при таких цифрах возрастает риск убытков для других стран-экспортеров нефти.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»