Евгений Минченко: Досрочные президентские выборы в России маловероятны Но кадровые перестановки ещё не завершены
Приближение президентских выборов в России обостряет внутриэлитную борьбу и делает возможными новые кадровые перестановки, но сценарий досрочной избирательной кампании главы государства маловероятен. Такое мнение высказал известный российский политолог Евгений Минченко в ходе презентации доклада коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»: «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?»
Эксперт обратил внимание на важные косвенные признаки, связанные, в том числе, с кадровыми перестановками в Кремле. «Если бы хотели проводить досрочные выборы, было бы логично это делать с предыдущей командой. Но пришел Кириенко (Сергей Кириенко занял пост заместителя главы администрации президента РФ), Вайно (Антон Вайно возглавил кремлевскую администрацию). Главный момент – это все-таки замена куратора внешнеполитического блока. Затевается реформа администрации президента, и в общем-то вопрос, можно ли на марше делать перенастройку… Вероятность досрочных выборов сохраняется, но в общем-то снизилась», – сказал Минченко.
По его оценке, о преемниках действующего президента РФ Владимира Путина говорить преждевременно. «Пока базовый сценарий – это выборы президента в 2018 году и Путин –кандидат, а до 2024 года еще много воды утечет», – сказал политолог.
Отвечая на вопрос о том, кому выгодно в «Политбюро 2.0» проведение досрочных выборов, Минченко сказал, что вероятнее всего такой сценарий в большей степени могут рассматривать «ястребы». «Я думаю, что по логике: чем больше та или иная группа обладает ресурсом коммуникации с Западом, тем для них интереснее процесс выборов затянуть или провести в срок», – сказал он.
В то же время Минченко обратил внимание, что процесс переформатирования элиты еще не завершен и находится примерно посередине. По его мнению, до конца этого года и в следующем году, как и после выборов президента, возможны новые перестановки. «Сейчас как раз обострилась борьба за будущую конфигурацию, которая будет создана после выборов президента», – отметил политолог.
Минченко также уточнил, что «Политбюро 2.0» не следует воспринимать как коллективный орган управления, когда его члены собираются, обсуждают между собой какие-либо темы, а затем подписывают протоколы. «Это сетевая структура, которая дает Путину возможность создавать разные конфигурации», – сказал эксперт.
Вместе с тем, Минченко не считает, что российская власть становится более идеологичной. «На мой взгляд, у нас как раз наоборот – постмодерн в полный рост, когда по сути дела те или иные идеологические конструкты являются обоснованием для тех или иных решений в пользу какой-то группы», – подчеркнул он. Комментируя идею создания закона о «российской нации», эксперт сказал, что вероятнее всего это делается для отвлечения внимания.
Комментируя обострившиеся отношения России и Запада, которые оказывают влияние на внутриполитическую ситуацию и конфликтность элит, Минченко высказал мнение, что сейчас руководство страны вновь пытается наладить диалог.
«Я не могу сказать, что Путин враждебен по отношению к Западу. Он-то как раз хотел стать частью Большого Запада, и у него это не получилось. То есть он разочарованный западник. Но, действительно, сейчас заметен тренд на то, чтобы попытаться снова эти отношения нормализовать», – отметил Минченко.
При этом эксперт рекомендует не абсолютизировать Запад и считать Россию его главной угрозой безопасности.
«Если посмотреть на график перемещений Обамы и где он больше бывал, с кем он больше коммуницировал, то это Азия и Африка. Поэтому, на мой взгляд, Россия не воспринимается как основная угроза безопасности. Как основная угроза безопасности сегодня скорее воспринимается Китай. Собственно, те большие проекты, которые Обама реализовывал, в том числе Транстихоокеанское партнерство и военное сотрудничество в юго-восточном регионе, скорее были направлены на сдерживание Китая. Россия их волнует скорее во вторую очередь, как потенциальный партнер, который усиливает Китай», – считает эксперт.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»