Олег Габриелян: Крым вдохнул в Россию национальную идею Идентичность русской цивилизации не удалось никому разрушить
Можно ли спасти культуру, за что на самом деле воюют армии, кто надоумил украинских армян сдавать кровь для солдат киевской армии и кто вернет России национальную идею? Об этом в интервью NDNews рассуждает доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым, ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма Олег Габриелян.
NDNews: В одном из своих интервью Вы сказали «культуру нельзя спасти». Расшифруете?
Олег Габриелян: Культуру, действительно, нельзя спасти, сохранить или возродить просто так. Я убежден: культура возрождается и сохраняется только через развитие. Если не вдохнуть новые символы, мы получим мертвый музей.
NDNews: Но ведь культура основывается на исторической памяти. Можно и нужно спасти памятники истории, объекты искусства.
Олег Габриелян: Да, культура это традиция, это память. Как только культура становится беспамятной, она перестает быть культурой. Но в информационную эпоху нужны новые подходы для сохранения и передачи, особенно для молодежи.
NDNews: Да, не можем же мы сегодня вновь нарядиться в национальную одежду и сидеть в ней за столом? Вот одесских учителей настоятельно попросили надеть вышиванки на заседание коллегии Департамента образования, и что? На чем должны основываться новые способы передачи традиций?
Олег Габриелян: Вы правы, кокошник не поможет. Поэтому я считаю, что наша задача – вовлечь молодежь в сотворчество, в продолжение традиций. После смерти отца от него мне остались только четки. Перебирая их, я много думал, а что я передам своим сыновьям? И у меня родилась идея. Я заказал мастеру медальон. Специально уточнил, что хочу вещь не дорогую, а смысловую. Мне нужен символ, в котором заложено послание. Мастер сделал. Медальон имеет форму треугольника. Посередине – камень с Арарата, вокруг орнамент, в каждой вершине треугольника – инициалы одного из сыновей. А на обратной стороне на кругу написано имя рода – Габриелян. Медальон разбирается на три части, каждую можно носить отдельно, и каждый из моих сыновей на свадьбу получает свою часть медальона. Но вот имя рода прочитывается только тогда, когда мои сыновья складывают медальон вместе.
Семейный медальон
NDNews: Так много смыслов в одном предмете!
Олег Габриелян: Я определил для себя идеологию, на которую нужно опираться в этом сохранении культуры и семьи. Это неоконсерватизм. Консерватизм – это ведь не о прошлом. Это о будущем. Я для своих детей и внуков создавал новую семейную традицию.
У меня трое сыновей. Двое уже женаты. Кстати, их и каждую невестку я попросил по возможности воспитать троих детей. Средний сын у меня молодец, наказ уже выполнил – две девочки, один мальчик. У старшего растет девочка, дай Бог, сейчас будет еще мальчик. Надеюсь, потом и младший порадует. И каждый из моих сыновей может передать свою часть нашего медальона своим детям, может дополнить ее своими частями.
NDNews: Медальон все-таки ритуальная вещь. А детей воспитывают не слова и вещи, а поступки старших.
Олег Габриелян: Согласен. Приведу элементарный бытийный пример. Сегодня мы активно обсуждаем пенсионную реформу, взвешиваем, какой пенсионный фонд выбрать – государственный, частный. Казалось бы целиком погружены в думы о будущем. Я сыновьям показал на свою маму, их бабушку, и сказал: «Ее самая надежная пенсия – ее сын». Моя мама живет в моем доме, у нее своя комната, которую она обставила по собственному вкусу, ей ни в чем нет отказа. И такая традиция издавна существовала на Руси – дети были «пенсионным фондом» родителей, обеспечивая их в старости.
NDNews: Сегодня институт семьи активно атакуется. Каждой семье приходится противостоять давлению. Как это удается вашей семье?
Олег Габриелян: Моя мама очень давно просила меня создать семейный альбом, в котором рассказывалась бы история нашего рода, было собрано наше генеалогическое древо. Мы очень бережно относимся к старым фотографиям, поэтому материал для такой книги был. Моя мама сама по вечерам готовила воспоминания – хотя она работает на компьютере, эти воспоминания она писала сначала на бумаге. Говорила, «соединить мысль с рукой». К ее 84-летию мы такой альбом подготовили. Один подарили ей, второй сейчас у родственников, и каждый вносит свои дополнения и исправления. И к 85-летию мамы я подготовлю подарочное издание для нее и небольшой тираж, который подарю нашим родственникам. Вы знаете, ведь эта книга – она не моей маме на самом деле нужна. Это будет семейная реликвия. Поэтому выход я вижу только один – из традиций и памяти выбирать лучшее и продолжать их.
Фото из семейного альбома
NDNews: И сохранение, и развитие культурного кода?
Олег Габриелян: Да. По такому же принципу необходимо действовать в культуре – передавать и создавать. И, безусловно, необходимо внести в сознание понимание, что культура – это база, становой хребет. Конечно, государству нужна сильная армия, но если нет сильного внутреннего духа, нет системы ценностей, то что же защищать этой армии?! Я вспоминаю гениальные слова Уинстона Черчилля. Во время Второй мировой к нему пришли с документом, где предлагалось сократить расходы на культуру. Он ответил: «А за что же мы тогда воюем?»
NDNews: Да, против России развернут целый культурный фронт…
Олег Габриелян: Именно. Я за то, чтобы к культуре относились как к фактору национальной безопасности. Сколько дивизий заменила написанная во второй день Великой Отечественной войны песня «Вставай, страна огромная!»? А посмотрите на нынешнюю Украину: нагнали техники, а люди не понимают, за что они должны воевать, зачем им убивать того, с кем он жил по соседству. Немудрено, почему солдаты уходят в Россию, здесь их обогрели, одели, накормили.
NDNews: Таков уж код русской цивилизации – защищать каждого, кто обратился за помощью. И хотя мы вроде не помним об этом достоинстве нашей культуры, а действовать продолжаем согласно традиции.
Олег Габриелян: В свое время я читал лекции по мультикультурализму, кросскультурной адаптации и затрагивал проблемы стереотипов народов. Мы говорили о самых разных народах – немцы, евреи, чеченцы. Конечно, и о русских. Сразу называли – безалаберные, пьяницы, все «на авось».
NDNews: Простите, не могу молчать. Эти стереотипы рождает не русский народ. Нам их навязывают.
Олег Габриелян: И я задавал своим студентам вопрос, как же такой непутевый, никудышный народ смог освоить одну шестую часть суши, создать такую культуру? Как получилось, что интеллигент на востоке и интеллигент на западе огромнейшей страны – один и тот же интеллигент, с единым культурным кодом?
Я человек с Кавказа, у меня армянская культура, но воспитан я, образован в кодах русской культуры. И хоть я не этнический русский, но для меня русский язык и русская культура – родные. Я мыслю, я пишу на этом языке. Это я все к чему – русский мир, он не этнический.
NDNews: Принимающий русский мир сохранял и сохраняет самобытность всех народов. Вспоминается изречение «сколько народов Россия приняла, столько и сохранила».
Олег Габриелян: Да, в этом особенность русского мира. Именно поэтому Россия – это не только государство, она – цивилизация. Она не в состоянии смешаться с Европой и остальными америками. Она самостоятельна, потому что порождает свои культурные цивилизационные смыслы.
Нам долго внушали, что нам не нужна идеология. Ради какой цели? А чтобы убедить русских, что Россия – никакая, что русские – недочеловеки. Мол, быть американцем это круто. Я жил в Америке, это страна-вампир, страна-паразит, печатающая зеленые бумажки и ловко меняющая их у туземцев на золото.
NDNews: А это уже парадигма англо-саксонской идеи, которую проповедуют США. Они уверены, что вокруг отсталые вассалы, которых нужно грабить, рассеивать, стравливать. Поэтому-то им так непонятна и ненавистна цивилизация русская, развивающая каждый народ как равный.
Олег Габриелян: Ядро русского мира это, безусловно, русский народ. Поэтому, я думаю, сегодня особенно актуально – поднять тему, как другие народы находят себя в русском мире. Недавно я написал статью «Народная мудрость и политическая конъюнктура». Армяне Украины, не знаю, кто их надоумил, пошли сдавать кровь для солдат АТО. Но что значит – сдать кровь? Сакральный смысл такого поступка это готовность, что в дальнейшем к ним смогут обратиться не только врачи, но и военкомы с повесткой. Их поступок – провокация. Значит ли он, что кто-то их уполномочил формировать армянские батальоны? Насколько мне известно, нет. И такие действия не могут быть рекомендацией для всей армянской общины. Они противоречат всему историческому опыту армянского народа!
Исторический опыт народа – вещь очень сильная. Во Вторую мировую войну болгары не выходили в бой против советских, читай, русских войск. Руководство Германии, чьим союзником была тогда Болгария, понимало, что историческую благодарную память болгарского народа по отношению к русскому народу не одолеть их приказом.
Поэтому хочу еще раз вспомнить исторический опыт армянского народа. Наша диаспоральная судьба показывает нам проявлять сдержанность и мудрость. Если армянину приходится исполнять свой долг, он должен его исполнить, как ему диктует его гражданская позиция. Воинский долг армяне всегда исполняли достойно, даже тогда, когда служили в армии Османской империи. Но армяне всегда будут повторять слова основоположника новой армянской литературы Хачатура Абовяна: «Да будет благословенен тот час, когда священная нога русского солдата впервые вступила на многострадальную армянскую землю». Всегда найдется горсточка инакомыслящих армян-теоретиков, не способных осознать реалии каждодневной борьбы армян за свое существование, но пусть они сначала сделают столько для своего народа, как этот великий просветитель!
NDNews: Народы знают коды русской цивилизации. Как же самой России вернуть осознание этой ее цивилизационной миссии?
Олег Габриелян: Сейчас против России идет очень сильная информационная война, задействовано много ресурсов. Я считаю, что нам нужна идеология. Идеология – это система ценностей. Нам нужна система ценностей. Нельзя позволить и дальше разрушать у человека его культурные смыслы.
NDNews: России 23 года стирали из памяти национальную идею…
Олег Габриелян: Помните, я сказал – вдохнуть новые смыслы? Крым стал национальной идеей России, он объединил народ. Два десятка лет искала Россия свою идентичность, и сегодня никто не безразличен к Крыму. Мы с Министерством культуры работаем до полуночи, никто уходить не хочет, такая энергия. Язык – вещь удивительная. Заметил народ: «русский долго запрягает, да быстро едет». Крым это вновь доказал.
Симферополь – Москва, Лариса Михайлова, Кристина Славинская
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».