— Наверное, тяжелее всех в 2020 году приходилось категории 65+. Долго действовал режим строгой самоизоляции, который только сейчас ослабили. Как министерство перестроило свою работу с пожилыми людьми?
— В 2020 году мы были вынуждены сократить либо перестроить часть той работы, что велась учреждениями социальной защиты. У нас есть дома-интернаты, пансионаты, психоневрологические диспансеры, где на постоянной основе проживают граждане пенсионного возраста, граждане с инвалидностью. Под государственным кровом в таких домах находится 7,5 тысячи граждан. И эти дома перешли с конца мая 2020 года на закрытый режим работы. Пришлось перестроить и систему управления, и систему финансирования. Персонал находился вместе со своими подопечными сменами по две недели, без выезда домой. Затем тестировали на коронавирус и запускали следующую смену. Так мы отсекали всех, у кого был положительный результат на вирус. Да, полностью вспышек не удалось избежать, но я считаю, что удалось минимизировать риски распространения коронавируса в такого рода учреждениях.
Сейчас, как только появилась вакцина, мы начали вакцинировать всех проживающих в интернатах — привито уже 90%. На этой неделе у нас выходят из закрытого режима работы два учреждения, еще пять готовятся перейти на обычный режим со следующей недели.
Еще один вид обслуживания — когда социальные работники ходят к пожилым людям домой. Всего у нас 40 тысяч таких подопечных. Эту работу мы не прекращали ни на минуту. Мы закупали средства защиты, костюмы, маски. Сейчас соцработники помогают пенсионерам сориентироваться в информации по вакцинации. И тысяча человек из этой категории уже привиты от коронавируса.
Еще у нас есть реабилитационные центры. Их работу мы во время пандемии остановили и возобновили деятельность только в сентябре-октябре 2020 года, и то только для категории младше 65 лет. Сейчас принимаем и остальных, но при условии тестирования на коронавирус либо вакцинации.
Наконец, всевозможные клубы для граждан пожилого возраста. Там много всяких направлений деятельности, связанных со спортом, культурой, туризмом, компьютерной грамотностью, иностранными языками. Попеть, поплясать — это тоже все к нам. Это важная профилактика одиночества, организация досуга для пожилых. У нас такие клубы регулярно посещали до пандемии более 60 тысяч человек. Временно работа была приостановлена в офлайне. Организационно-методический центр сделал онлайн-площадку для мастер-классов. Но там проходимость меньше. Уникальных пользователей около 5 тысяч за все время. Сейчас клубы возобновляют свою работу в привычном режиме, начинают проводить мероприятия. Люди очень этого ждали.