Петербуржцы, волнующиеся об изменении цвета Казанского собора, привыкли к поврежденному цвету пудостского камня, который далек от первоначального. Союз реставраторов Петербурга советует горожанам не волноваться: обработка камня ведется строго по методике и покраска необходима.
Ранее почти 7 тыс. петербуржцев оставили подписи под петицией с требованием запретить покраску Казанского собора. Документ адресован президенту РФ Владимиру Путину, главе Министерства культуры Владимиру Мединскому и генеральному директору ЮНЕСКО Елене Боковой.
Как сообщает «Росбалт», в Союзе реставраторов пояснили, что за долгие годы на поверхности собора, построенного из камня пего-белого цвета, образовалась гипсовая корка. Он является продуктом разрушения камня, к которому привыкли горожане, не понимая, что это болезненные «струпья», разъедающие каменную облицовку собора. Нынешняя же защитно-декоративная обработка восточной и западной колоннад Казанского собора, которую в народе именуют «бежевой краской», выполняется строго по реставрационной методике согласованной с КГИОП.
«Колоннады приобрели первоначальные форму и цвет. Оставлять исторический камень незащищенным после расчистки нельзя. Применение каких-либо бесцветных пропиток, которые, как правило, в составе имеют синтетические смолы недопустимо, подобные материалы являются для туфа инородными по химическим и физическим свойствам», – заявили в Союзе реставраторов.
Эксперты воспользовались классической консервационной обмазкой поверхности камня известью, колерованной в естественный цвет туфового камня. Это нужно, чтобы защитить колоннады от проникающих вредных веществ в дожде и смоге, для правильного регулирования влагообменных процессов в камне.
«Именно эта обмазка и возмутила горожан, поскольку она изменила цвет собора. Нужно понимать, что привычный за многие десятилетия глазам горожан цвет Казанского собора далек от естественного цвета пудостского камня и является ни чем иным, как тоном разрушающегося, загрязненного красками и продуктами биопоражений туфа», – подчеркнули специалисты.
Они уверяют, что защитный слой извести – это обратимый материал, не наносящий вред камню. Чтобы защитить камень, в XIX веке храм обмазывали известью. В 1963 году собор был покрашен краской ПВХ, что, как показало время, стало ошибкой. В 2011-2012 годах реставрировали северный фасад, западный и северный портики храма. На момент начала работ камень был деструктурирован, грязен, на нем виднелись накрывки известковыми растворами, в том числе и тонированными, а также синтетические краски на растворителе. Сейчас реставраторы уже расчистили камень от краски и налетов, после этого небольшие утраты камня были домастикованы, в некоторых местах провели восполнение камня.
Казанский кафедральный собор возведен в 1801-1811 годах по проекту Андрея Воронихина. Его внешняя отделка выполнена из натуральных каменных материалов Северо-Запада России. Облицовка здания вместе с декором изготовлена из известкового туфа, добытого в окрестностях Петербурга, близ Гатчины (месторождение «Пудостское»).
Санкт-Петербург, Полина Николаева
Санкт-Петербург. Другие новости 11.09.15
Гришковец: Мигранты никогда не будут соблюдать никаких европейских законов. А Европа эту кашу никогда не расхлебает. / Петербургский ди-джей осужден на 5 лет за избиение человека бейсбольной битой. / Четверо из пяти фигурантов дела по покраске звезды в цвета украинского флага оправданы. За решетку отправлен только питерский руфер. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»