Детсады и детские площадки, огражденные отработанными колесами, Юрий Каплинский называет газовыми камерами. «Резина разлагается, – поясняет председатель совета директоров корпорации «ЮКАС», – и выбрасывает бензопирен – яд из ядов. И хотя это микродозы, но сотня лежащих рядом покрышек эту дозу увеличивают». И в «вулканизациях», которых в городе много, пахнет совсем не духами. Горы резины по оврагам и лесопосадкам, шиномонтажным мастерским и гаражам, детсадам и паркам. В год каждый одесский автолюбитель, в среднем, меняет два колеса. А еще есть АТП и другие предприятия с большим количеством автотранспорта.
В Европе заводы по утилизации отработанной резины работают с использованием криогенной технологии: резина разрушается под воздействием очень низких температур. Но эта технология – достаточно дорогостоящая.
Установка, которую три года создавали в «ЮКАСе», может перерабатывать автошины и другие резинотехнические изделия: провода в резиновой упаковке, кабели, камеры и, конечно же, калоши. Процесс переработки происходит в герметичном реакторе без доступа кислорода при температурах от 300 до 600 градусов. Дыма нет. Вредных выбросов нет. Кроме электроэнергии, других ресурсов не потребляет. «Мы используем насыщенный перегретый пар, который не позволяет образовываться вредным веществам», – говорит Юрий Каплинский, превратившийся за три года из математика в химика. В результате на выходе получается горючий газ, синтетическая нефть и углеродистый остаток. Газ сейчас идет на поддержание самого процесса. Технический углерод может использоваться как топливо. Параллельно проводятся исследования по его использованию в качестве адсорбента. «Будем его промывать и получать активированный уголь», – делится планами Каплинский.
Основные идеи и принципы этой технологии и установки предприятие купило у Академии наук Беларуси. Все остальное доделывали сами. Обошлось примерно в 10 млн. гривен. По словам капиталиста-переработчика, одесская установка – единственная в Украине. Есть нечто похожее в Донецке, но менее экобезопасное.
Сегодня некоторые крупные «производители» отработанных колес уже сдают свои шины на переработку. К примеру, Одесский порт. Ежегодно морское предприятие изнашивает 100-120 тонн резины. Заинтересовались этой темой и некоторые АТП. На «ЮКАСе» хотят предложить шиноремонтным мастерским заключить договоры с предприятием и утилизировать всю использованную резину. Владельцам колес при этом придется платить пару гривен за утилизацию.
На прошлой неделе руководитель корпорации встречался с председателем облсовета Николаем Скориком. Обсуждали, как решить в масштабе области проблему утилизации автомобильных шин. «Мы сегодня с полным правом утверждаем, что можем решить проблему утилизации резины в Украине, – заявляет г-н Каплинский. – При утилизации мы получаем энергоресурсы. Мы себя обогреваем, и уже сейчас можем обогреть целый микрорайон. Мы из мусора получаем энергию. Это и есть реализация тезиса «Отходы в доходы», сообщает «24».
Одесса, Дмитрий Орлов
Одесса. Другие новости 26.11.07
Херсонская банда убийц таксистов подала апелляцию в Николаевский суд. / В Одесской области объявлено штормовое предупреждение. / ГАИ Одессы намерено снести 20% придорожной рекламы. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».