Губернатор Пермского края Олег Чиркунов дал интервью пермскому экономическому еженедельнику «Новый компаньон». Приводим его полную версию.
– Олег Анатольевич, высказывается версия, что вы отправили правительство Пермского края в отставку для того, чтобы избавиться лишь от одного-двух человек.
– Если бы мне действительно надо было «избавиться от одного-двух человек», я сделал бы это так, что вы ничего бы не заметили. Кабинет министров сменился совсем по другой причине. Есть определенные этапы развития, есть определенные задачи для каждого из этих этапов. Человек не может длинную дистанцию бежать как спринт. Для того чтобы быстро пробежать большую дистанцию, придумана эстафета. Так же и здесь. Важно было зафиксировать, что определенный этап пройден. Это – этап постановки целей и задач, выстраивания структуры управления. Теперь стоит задача – все планы реализовывать.
Есть стратеги и технологи. На каждом этапе требуется своя характеристика человека. К тому же я считаю, что место в правительстве или администрации не должно быть чем-то извечно данным. Ты приходишь сюда, выкладываешься, отдаешь собственный ресурс, повышаешь свою капитализацию и идешь дальше.
Я считаю, что мы полностью изменили правительство Пермского края и теперь сформулируем задачи для каждого в отдельности.
– Кого из новых людей вы намерены привести в краевое правительство?
– В департаменте бюджетных отношений Галицына – новый человек. Для нее это новая задача, принципиально иного уровня сложности. Зубарев в качестве руководителя блока развития человеческого потенциала – новый человек.
– Речь идет о смене компетенций?
– Речь идет о правильной расстановке фигур на шахматной доске. Из заместителей председателей правительства не новый человек – только Юрий Уткин. В течение предыдущего периода своей работы он входил в одну тематику. Теперь, в силу расстановки фигур на шахматной доске, придется войти в другую. А все остальные вице-премьеры – новые люди.
Точно так же и с министрами. Для министерства сельского хозяйства Елена Гилязова – новый человек? Сельское хозяйство почувствует какие-то изменения в связи с кадровыми перестановками? А если бы мы взяли главу сельского поселения (не из правительства), он был бы новым или старым? Скорее – старым.
Я рад, что Наталья Катаева для вас не новый человек. Но еще совсем недавно ее не знал никто. То же самое можно сказать о Гилязовой и о целом ряде других людей.
Что касается совсем новых людей. Мы берем их для того, чтобы посмотреть, как они работают, попробовать их на вырост, выслушать крики некоторых на тему, «как можно поставить на отрасль ничего не понимающего в ней человека». А дальше определиться, какое место может занять этот человек в команде.
У нас новый министр природных ресурсов. Будет новый министр образования. Будет новый министр культуры.
– Можете назвать фамилии?
– Сразу после назначения.
– Валерий Сухих и Федор Алиев до сих пор исполняют обязанности премьер-министра краевого правительства и руководителя администрации губернатора соответственно?
– Сухих – и. о. в связи с тем, что председателем правительства он станет только после утверждения Законодательным собранием Пермского края. Приставка «и. о.» не говорит о том, что он назначен временно.
– А Алиев?
– Поживем – увидим.
– По каким критериям вы отбираете кадры? Они обязательно должны быть выходцами из бизнеса?
– Нет. Критериев два – способность управлять процессом и способность к личностному росту.
– Слышала, что после прошлогодних прокурорских проверок привлекательность госслужбы сильно понизилась в глазах тех же бизнесменов. Были случаи, когда вы кому-то предложили прийти на работу в краевое правительство или администрацию губернатора, а в ответ получили отказ?
– Ни один человек, с которым я общался, не отказался. Любой человек, который заботится о собственной капитализации, не может занимать другую позицию.
– Какие задачи стоят перед новым составом правительства Пермского края? За последнее время сложилось впечатление, что приоритеты сменились – на первый план вышли политические задачи, перекрыв собой экономические цели.
– За прошедший год в моем поле политические задачи действительно вышли на первый план. Надеюсь, этот период закончился. Несмотря на приоритет политических направлений, задачи правительства и конкретные оцифрованные показатели деятельности на ближайшие три года были четко сформулированы в указе губернатора №55. И правительство серьезно относится к их выполнению по той причине, что на основании этих договоренностей подводятся итоги работы. Пока еще не отработана система стимулирования и премирования, но скоро и она появится.
– Какие задачи вы ставите лично перед собой, какие ставит перед вами ваш новый работодатель?
– Есть, по крайней мере, одна задача, поставленная высшим политическим руководством страны, – это создание в Пермском крае модели отрасли здравоохранения для России. Есть масса заявленных инвестиционных проектов. Это – «Белкомур», Центр сердечно-сосудистой хирургии, перинатальный центр.
В качестве своей задачи сформулирую почти то же самое, что говорил раньше. Я хочу создать конкурентную модель в государственном секторе, сделать его эффективным и выиграть конкуренцию по отношению к регионам-конкурентам.
– В начале своего губернаторского пути вы выделили регионы, с которыми намерены конкурировать. За те четыре года, что вы возглавляете Пермский край, удалось кого-то обогнать или хотя бы догнать по определенным показателям?
– Есть показатель, по которому мы точно выделяемся среди всех остальных субъектов Поволжья и немного проигрываем Свердловской области, это уровень доходов населения. Думаю, по этому показателю нам надо продолжать соревноваться.
Вместе с тем хочу заметить, если бы такие серьезные вещи, как экономический базис, какой-то губернатор мог бы изменить за три-пять лет, это было бы удивительно. Но важны тенденции, важны ощущения. Думаю, что благодаря экономической ситуации в стране, а не благодаря губернатору, в Пермском крае начался инвестиционный процесс. При этом запускаются или должны быть запущены достаточно крупные проекты.
Еще три года назад мы с мечтой говорили о Четвертом энергоблоке на Пермской ГРЭС… Сейчас не говорим, потому что эти проекты уже реализуются. Инвестиции на Чусовском металлургическом заводе тоже, я надеюсь, скоро станут необратимыми. 12 марта пройдет аукцион по калийным удобрениям – это тоже миллиард потенциальных инвестиций.
Пожалуй, «Белкомур» – штука, которая полностью зависит от нас, сможем мы это протолкнуть или не сможем. Наша задача – сделать этот проект реальным в ближайшие два-три года.
А вопрос изменений очень непростой. Вчера я летел на самолете и смотрел в иллюминатор. Сразу бросаются в глаза трассы вокруг Перми: объездная дорога, улица Якутская, развязка на улице Строителей. Приличный городок…
– Правда, что проекты по строительству нового международного терминала в аэропорту «Большое Савино», логистического центра и железнодорожного вокзала заморожены?
– Будут какие-то проекты, которые мы поведем до конца, будут такие проекты, про которые мы поняли, что начинать их ошибочно.
Что касается международного терминала, здесь главная задача – инвестор. Что самое интересное, мы его нашли. Сейчас нам надо сделать так, чтобы инвестор построил аэровокзал. Многое зависит от решения Федерации о таких аэропортах как наш.
Давайте поймаем ключевую мысль. Правительство – это паровоз, который должен тянуть ситуацию вперед. Есть два формата работы во власти – со всеми договориться и жить в тиши, тогда госслужба будет привлекательна для многих. Другой вариант – внедрять какие-то принципы, в том числе прозрачности, тогда будет очень много врагов. А когда много врагов, то те, кто пытаются внедрять эти принципы, оказываются под ударом. Если хочешь что-то изменить, готовься встать под удар.
– Михаил Антонов будет связан с проектом «Белкомур»?
– Нет. Он ушел в бизнес.
– Это потеря для вас?
– Это согласованная позиция. Миша Антонов всегда останется моим близким человеком, в росте которого я заинтересован. Он будет непосредственно связан с Пермским краем.
– Чем он станет заниматься?
– Он сам об этом расскажет.
– Елену Гилязову направили на сельское хозяйство, Елену Зырянову – на инфраструктуру. Какова мотивация этих решений?
– Про Гилязову очень легко отвечу. Всю свою жизнь в бизнесе она провела в продовольственном рынке. Она понимает, что такое бизнес, как он строится и ради чего все это работает. Я уверен, что для сельского хозяйства начинается совершенно новый этап развития, если я, конечно, правильно прогнозирую макроэкономические процессы. Из нищенствующей отрасли агропром должен превратиться в быстро растущую отрасль. А это работа с инвесторами. С другой стороны, надо удержать те предприятия, которые есть, чтобы обеспечить работой живущих на селе.
Что касается инфраструктурного блока, то он очень тесно связан с темой земли и собственности. Для Елены Зыряновой эти вопросы близки. Плюс там еще необходимо разобраться и систематизировать многие процессы. А она системный человек.
– Строительство третьего моста через Каму является для вас приоритетной задачей?
– Оно есть в планах, но в не первоочередных. Для начала должно быть проведено исследование, сделаны математические расчеты необходимости строительства еще одного моста, а уже потом высказана позиция политика – хотим или не хотим строить мост. Такая конструкция должна строиться не на основании желаний губернатора или мэра, а на основании расчетов транспортных потоков.
Стоит признать, что сегодня мы все строим по наитию. Считаю, что совершенно правильно построена улица Строителей, совершенно правильно строится развязка улиц Стахановская – Чкалова – Героев Хасана – Старцева. А дальше надо строить на основании точных расчетов.
– Николай Бухвалов остался в вашей команде?
– Да.
– Люди, которые работали в предыдущем правительстве, будут востребованы вами?
– Изобретать искусственные механизмы советчиков точно не будем. Я вижу этих людей на крупных проектах. Кто-то должен будет возглавить «Белкомур». Кто-то должен будет заниматься студенческим городком. Почти с каждым мы проговорили возможные направления. Эти люди сейчас востребованы.
Основный вопрос, который задают мне крупные системные компании: как я отнесусь к тому или иному кадровому назначению из числа членов правительства первого состава.
– Напоследок – вопрос о личных планах. Вновь возобновились слухи о вашем уходе с должности губернатора, теперь уже «под соусом» повышения в Москву.
– На последнем заседании Правительства РФ ко мне подошел президент одной из национальных республик и говорит: «Слушай, ты что, в Москву собрался что ли? Я в интернете видел информацию о том, что тебя отправляют в отставку. Ты же знаешь, у нас бьют тогда, когда человек начинает расти…».
Хочу вас расстроить. Меня никто не снимает!
Второе, что хочу сказать: никто не знает своей судьбы. Я, правда, хочу сделать Пермский край сильным субъектом РФ. Я ведь не с кем-то соревнуюсь, а сам с собой. Мне как личности важно зафиксировать, что сумел это сделать. В связи с этим у меня нет планов перескакивать с ветки на ветку. В этот проект я уже вложил четыре года своей жизни. Это очень много. Вместе с сенаторством – это семь лет. Это ровно столько, сколько мне, моим друзьям и партнерам понадобилось для того, чтобы построить основу вполне приличного бизнеса. Просто так выбросить семь лет я не хочу. Я хочу, чтобы сбылась мечта: чтобы люди хотели жить здесь и гордились тем, что здесь живут.
Пермь. Другие новости 13.03.08
Экспертный совет при председателе Законодательного собрания Пермского края одобрил идею создания в регионе общественной палаты. / Чиновники и госслужащие – основная часть среднего класса России. / В Перми будут укорочены автобусные маршруты №32 и №52. Читать дальше
© 2008, «Новый Регион – Пермь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».