В 2007 году объем местных новостей в пермской вкладке «Коммерсанта» удвоится, – главный редактор
Новый Регион начинает проект, посвященный региональному медиа-рынку. Наши журналисты намерены встретится с руководителями наиболее влиятельных СМИ региона и узнать их мнение о развитии пермского рынка СМИ, их изданий, о свободе слова в Пермском крае.
Первым собеседником «Нового Региона» стал главный редактор «Коммерсанта-Прикамье» Вячеслав Суханов.
Как вы отнеслись к признанию Коммерсанта самым объективным СМИ Пермского края на Балу Прессы?
Нельзя сказать, что это оказалось для нас неожиданностью. Объективность – основа нашей редакционной политики. Мы даем только факты, а читатель делает из них выводы. В наших материалах всегда представлены две точки зрения. Когда же, по объективным причинам, редакции не удается «добыть» вторую точку зрения на событие – мы всегда готовы предоставить право высказаться этой стороне, что называется, постфактум. Мы ежедневная информационная газета, мы делаем новости, поэтому быть объективным в какой-то мере легко – не остается времени на глубокий анализ. Гораздо сложнее быть объективным пермским еженедельным изданиям, которые занимаются аналитикой и им приходиться «копать» проблему гораздо глубже, чем нам.
По вашему мнению, есть ли в Перми объективные СМИ (кроме Коммерсанта)?
Безусловно есть. Любое издание считает себя объективным. Даже журналист, который пишет «заказуху», мотивирует себя какой-нибудь оправдывающей идеей. Например, он может считать, что за деньги заказчика «мочит нехороших парней». И по своему он может быть прав. Поэтому выделять кого либо из своих коллег не буду – у каждого издания своя правда. Лучше озадачиться таким вопросом: есть ли в Перми честные издания? По моему мнению, это те издания, которые ставят плашку «на правах рекламы» под каждым заказным материалом. Эти издания не идут на поводу у клиента и не пытаются ввести в заблуждение читателя. Таковых в Перми единицы.
Насколько сегодня развит, сбалансирован в Перми рынок деловой прессы?
В Перми очень хорошо развит рынок еженедельных деловых изданий, основные его игроки – «Новый компаньон» и «Бизнес-класс». Появляются даже специализированные издания, вроде «Дело и Ко», которая позиционирует себя, как еженедельник для предпринимателей, то есть для малого и среднего бизнеса. Но по сравнению с столичным рынком деловых СМИ, наш регион, конечно, в числе отстающих. В частности, нет конкуренции среди ежедневных деловых газет. К сожалению, пока не удается открыть пермскую редакцию «Ведомостям».
Как, по-вашему, будут развиваться деловые СМИ в Перми в ближайшие годы и от чего это зависит?
Можно было сказать так: это зависит от развития бизнеса. Мол, если он будет расти, появятся новые рекламодатели, будет качественная деловая пресса. Так должно быть в идеале. Но в регионах своя специфика – на деловые СМИ влияют власти. Иногда власти становятся прямыми или неофициальными спонсорами деловой прессы, но чаще чиновники могут влиять на СМИ непосредственно через рекламодателей. Поэтому развитие пермских деловых СМИ будет зависеть от того, насколько полный контроль над ними захочет получить региональная власть.
Как складываются ваши отношения с бизнесом?
У «Коммерсанта» складывают партнерские отношения с бизнесом. В Перми все знают, что «Коммерсанту» бесполезно предлагать деньги за выход или не выход той или иной бизнес-заметки. Поэтому принцип работы «Ъ» с бизнесом такой: хочешь что бы о твоей компании мы писали, предоставляй «Ъ» реальную подробную информацию, а не интересный лишь внутри корпорации пресс-релиз. Стоит отметить, что пермский бизнес еще не готов к полной открытости. Это происходит отчасти из-за боязни стать объектом недружественного поглощения, или скрыть от акционеров плохие экономические показатели. Все чаще открытые акционерные общества перерегистрируются в ЗАО или ООО, после чего, как правило, реальная информация о предприятии исчезает с информационного поля начисто. Открытость предприятия зависит и от владельца предприятия. Например, когда акционером «Пермских моторов» был «Интеррос» Владимира Потанина, публичность предприятия была выше всяких похвал. Потом на «Моторы» пришли: сначала «Гута», затем Внешторгбанк, структуры сами по себе закрытые. Изменилась и политика «Пермских моторов» – они стали молчунами, общение корпоративной PR-службы с журналистами идет в основном с помощью пресс-релизов. Впрочем, такие трудности закаляют журналиста «Ъ» – он ищет альтернативные, пусть и не официальные источники информации. В компаниях, где акционеры и топ-менеджмент не желает общаться с прессой, как правило, всегда находятся вменяемые управленцы среднего звена, которые помогают пробить информационную плотину.
Кто сегодня более открыт – бизнес или власть?
Однозначного ответа нет, проблемы с публичностью есть как у органов власти, так и у бизнеса. По идее, власть должна быть заинтересована в большей открытости, поскольку ее акционеры – население. У бизнеса – и акционеров меньше, и к публичности бизнес стремиться лишь перед выходом на фондовые рынки, или ради привлечения инвесторов. На деле же местная власть, особенно на уровне персонального общения журналиста с чиновниками, менее открыта чем бизнес. Пермский чиновник, за редким исключением, вообще, кажется, боится общаться с журналистом, предлагая ему задавать вопросы через PR-службу. Хотя внешне упрекнуть пермские органы власти трудно – информацию о прошедших конкурсах раскрывают в полной мере, как того требует законодательство. Пермский бизнес же в последнее время стал более открытым – и не из-за того, что по закону об акционерных обществах ему необходимо раскрывать о себе информацию. Скорее, из-за того, что возрос профессиональный уровень пиарщиков. Появилось понимание того, что если PR-служба не будет общаться с журналистом, то информация все равно будет опубликована и ее автор все равно найдет источник, который сможет прокомментировать то или иное событие.
Какие секторы экономики наиболее интересны для Коммерсанта?
Динамично развивающиеся. Оживает в Перми строительство, как жилья, так и коммерческой недвижимости – мы об этом пишем. Очень много новостей о потребительском рынке: благосостояние населения растет – оно много покупает, чаще заглядывает в банки. Еще пару лет назад от пермского делового журналиста редко можно было услышать: девелопер и ритейлер. А реальный сектор экономики, например, машиностроение – интересует журналиста чаще не с позиций его достижений, а в связи с переделом собственности, банкротства, сменой собственности. Предприятия, добывающие сырье (нефть, калий) – основные спонсоры краевого бюджета – они, как это не ужасно, флагманы экономики. О них и приходится писать, они влияют на нашу жизнь. Словом, какова пермская экономика, такова и деловая пресса.
Если бы вам предложили назвать три компании (органа власти), сумевших выстроить наиболее цивилизованные отношения со СМИ – кого бы вы отметили?
Среди бизнес-структур:
1) ОАО «Мотовилихинские заводы»
2) ОАО ИК «Ермак»
3) ТГК-9 и «Пермэнерго»
Среди органов власти:
1) Пресс-служба краевой администрации
2) Краевой департамент имущественных отношений
3) Прокуратура Пермского края
Что в ближайших планах Коммерсанта в Перми?
Давняя мечта пермского «Коммерсанта» – выдавать полноценные две полосы новостей. Сейчас мы заполняем местными материалами последнюю полосу федерального номера, но уже сейчас довольно активно «залезаем» со своими заметками на предпоследнюю, где обычно публикуются «рынки», чем порой досаждаем отдельной категории наших читателей, покупающих «Ъ» в первую очередь ради котировок акций и ценных бумаг. Приношу им свои извинения. Эту ситуацию можно исправить, если наладить в Перми выпуск «Коммерсанта» на 16 полосах (сейчас, как правило, в Прикамье выходит 12-«полосник»). Рассчитываю, что в 2007 году объем местных новостей в пермской вкладке «Ъ» удвоится. Что касается 2006 года, то этой осенью ожидается выход регионального журнала «Ъ»-деньги». Выпускать его будет редакция «Ъ» в Екатеринбурге, мы же будем помогать своим коллегам материалами. Распространяться «Деньги» будут в регионах Урала, а также в Пермском крае и Удмуртии.
Как работники Коммерсанта в Перми восприняли известие о продаже московского издания?
Нас продавали на протяжении всего 2005 года и добрую половину нынешнего. Назывались разные покупатели – «Газпром», РЖД, структуры Романа Абрамовича, появлялись сообщения даже про группу «Альфа». Поэтому чем-то неожиданным весть о продаже издательского дома для пермской редакции не стала. Продали и продали. Судя по первым данным, новый собственник – бизнесмен Алишер Усманов не собирается вмешиваться в политику редакции. Нам этого достаточно.
Что-то изменилось в вашей работе?
На местом уровне события такого уровня, которые сейчас происходят в головном офисе издательского дома, отражаются не сразу. Будет меняться федеральный номер «Ъ», будет меняться и пермская вкладка.
Как Вы думаете, в Пермском крае есть свобода слова?
Степень свободы слова устанавливается обществом. Если оно позволяет, что бы власть ограничивала СМИ, значит, общество готово потреблять появляющуюся после этого прессу. Вот и весь ответ.
© 2006, «Новый Регион – Пермь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».