Новый Регион продолжает проект, посвященный региональному медиа-рынку. Наши журналисты намерены встретится с руководителями наиболее влиятельных СМИ региона и узнать их мнение о развитии пермского рынка СМИ, их изданий, о свободе слова в Пермском крае.
Очередным собеседником «Нового Региона» стал главный редактор еженедельника «Business class» Вадим Сковородин.
Новый Регион: Business class – одно из самых молодых и активных изданий на региональном медиа-рынке. Как Вы сейчас оцениваете свои позиции, динамику 2 лет с момента создания?
Вадим Сковородин: Оценивать позиции в формате рассуждений об издании я не буду – пусть это делают читатели. Есть объективные критерии оценки работы СМИ. Это число подписчиков, объемы продаж в газетных киосках, социологические рейтинги и количество рекламы, которая размещается в газете. Если есть рост показателей, значит, у газеты есть читатель и рекламодатель и значит газета развивается. По всем этим показателям газета Business class демонстрирует поступательное движение вверх. Сегодня на рынке в сегменте деловой журналистики по озвученным пунктам мы безусловно входим в числе лидеров.
НР: В чем сильные стороны «BC», в чем слабые?
ВС: Я считаю, что аналитические материалы – безусловно сильная сторона Business class. Сегодня мы одно из немногих изданий, которое активно использует в своих материалах статистическую информацию. Это и данные Госкомстата, и цифры, которые по нашему заказу готовят аналитики нескольких консалтинговых агентств, и показатели деятельности компаний. Без цифр, таблиц, диаграмм не может быть нормального аналитического еженедельника. Считаю, что в Business Class сегодня аналитика на очень приличном уровне.
Также сильной стороной считаю еженедельные приложения, выходящие вместе с газетой – Building, «Финансы», «Политика», «Менеджер». Здесь мы можем осветить более специализированные темы, рассчитанные на менее широкую аудиторию.
Слабая же сторона, в первую очередь, связана с тем, что сегодня очень трудно найти журналистов для работы в издании. Найти готового корреспондента негде, поэтому надо брать человека буквально с вузовской скамьи и с ним работать, чтобы он набирался опыта. На это уходит определенное время, соответственно какое-то время его материалы не дотягивают до того уровня, какого бы мне хотелось.
НР: Какова ситуация с кадрами в Business class на данный момент?
ВС: На мой взгляд, как раз сегодня у нас очень хороший и сбалансированный коллектив, журналисты все с опытом, с хорошим интеллектом, с желанием работать. Мне почти каждую неделю звонит один-два студента и спрашивают, можно ли поработать в газете. Я никому не отказываю, но всем говорю: «Сегодня кадровой проблемы нет. И Вам будет непросто доказать, что вы сможете здесь работать, хотя бы по той причине, что кадрового голода Business Class не испытывает». Кстати, в качестве любопытного факта – думаю, наша газета – единственное СМИ края, где работает журналист, еще несколько месяцев назад бывший депутатом городской Думы Харькова.
НР: Поговорим о прогнозах на будущее. Как, по-Вашему, будет развиваться рынок деловой прессы в Перми?
ВС: На мой взгляд основная тенденция будет одна – это бОльшая специализация. Ясно, что произойдет это не сейчас, не в этом году и не в следующем. Но спустя более продолжительное время будут выкристаллизовываться газеты по отдельным направлениям. Не исключено, что и наши приложения станут самостоятельными. Это будет зависеть от интересов читателя и заказчика. Если сегодня очевидно развитие строительных отраслей, банковского бизнеса и развитие сферы продаж автомобилей, соответственно под это будут и деньги, и заказчик, и читатель. И именно по этим направлениям в первую очередь вероятно появление специализированных изданий.
НР: Если оценить сегодняшний рынок деловой прессы, есть ли в нем еще не занятые ниши? Стоит ли ожидать появление новичков?
ВС: Сегодня в появлении на рынке Перми новых газет движущий фактор не рыночная оценка ситуации, а амбиции людей. К примеру, существует газета и есть группа людей, которые считают, что они не должны оставаться одними из многих, уже сами с усами и готовы создавать свое СМИ, что они и делают. И в этом ничего плохого нет, таких примеров масса и Business Class фактически из этого числа. Однако постепенно амбиции успокаиваются и начинаешь думать, где взять денег на газету и за счет чего собственно ты можешь эти деньги вернуть и дальше существовать. Вот здесь уже наступает бизнес.
НР: Зачем Business class нужны новые проекты, такие как газета Супермаркет?
ВС: Это также пример амбиций, но несколько иного плана. Когда мы выходили на рынок с газетой Business Class, то сразу говорили, что одним изданием ограничиваться не собираемся. Полгода назад стало очевидно, что Business Class уже состоялся как газета и можно начинать параллельно заниматься еще одним проектом. Дальше был чистый бизнес-подход. Мы оценили в каком секторе есть наибольшие перспективы с точки зрения зарабатывания денег. Очевидно, что сегодня как на дрожжах растет потребительский сегмент – кредиты, покупка машин, открытие торговых центров и т.п. Поэтому и было принято решение создавать газету для потребителя, с формулой «интересно-полезная». То есть цель «Супермаркета» давать полезную и интересную информацию, при этом без крена в рекламу, от которой в глянцевых журналах все устали. Мы посмотрели – и решили, что эта ниша как раз свободна и пошли сюда.
НР: Насколько этот проект оказался успешным? Будут ли еще?
ВС: Если бы это был совершенно новый проект, я бы оценивал его однозначно положительно, без вопросов. Но поскольку мы привыкли в Business class, что все в финансовом плане хорошо, то и от «Супермакета» сразу же ждешь подобных результатов.
Пока мы вышли на самоокупаемость. Это здорово на самом деле, ведь увидело свет всего три номера, а мы уже работает «в ноль».
НР: Какие еще изменения ждут «Business-class»в ближайшее время?
ВС: Я не думаю, что надо ждать принципиальных изменений. В рамках же существующего формата перемены, безусловно, возможны. Газетный бизнес развивается, меняется …
Все мы видим, что объемы статей неуклонно снижаются, потому что люди не успевают читать большие материалы. То есть волей-неволей надо будет на это реагировать. К примеру, в газете «Деловой Петербург», которая считается одним из самых качественных региональных изданий, максимальное количество знаков в статье 2,5 тысячи.
Мне кажется, что это перебор, но общий тренд рынка эта цифра демонстрирует.
НР: Насколько, по-Вашему, деловые СМИ в Перми влияют на элиты?
ВС: Этот вопрос из сферы «СМИ – четвертая власть». На мой взгляд, СМИ – не власть. Так случилось, что общество делегировало определенным людям полномочия информировать его, о том, что происходит. Представьте, Вам в магазине продали гнилое яблоко, придя домой, Вы почувствовали себя плохо. И что после этого случая надо считать продавцов яблок 5 или там 6-й властью? Конечно, вечер Вам яблоком испортили, но ведь не более? Так и с прессой: если в газете совершается ошибка, а читатель на основании этого материала примет какое-то бизнес-решение, то получается, что газета повлияла на это решение. Однако если бизнесмены будут руководствоваться только газетами, какими бы эти издания классными не были, то грош цена такому бизнесу. Поэтому влияние СМИ есть, но преувеличивать его не стоит.
НР: При появлении «Business-class» было много обсуждений – кто стоит за изданием (учредители, спонсоры). Спустя два года Вы готовы их назвать?
ВС: Это группа физических лиц, просто бизнесмены, которые не занимают грандиозных постов в регионе, в том числе среди них и сотрудники Business class.
НР: Как сейчас складываются отношения у вашего издания с Игорем Гринбергом?
ВС: У нас нет никаких отношений с «Пермским обозревателем» и с Игорем Гринбергом.
НР: Вы долго работали на телевидении. Не скучаете по работе в эфире?
ВС: Нет, абсолютно. Много слышал, как люди уходя с телевидения, говорят о каком-то наркотике прямого эфира, которого они лишаются. У меня такого не было. Газета – средство массовой информации, я эту работу знаю и понимаю, зачем мне скучать по телевидению? У меня были предложения с телевидения и не одно и не два, но мне комфортно в Business Class, поэтому я всем отказываю.
НР: Что из себя сейчас представляет пермский телерынок?
ВС: Я работу коллег никогда не комментирую.
НР: Вам интересно наблюдать за бывшими коллегами?
ВС: Конечно. Сегодня из тех, кто работал на «ТВ-6», в СМИ остались только Артем Рахматуллин, Андрей Сидорчуков, Алексей Зорин и Вячеслав Суханов. Первые двое, на мой взгляд, главные «звезды» телеканала «Рифей-ТВ», Зорин – ведущий журналист на «Авто ТВ», ну а Суханов – вообще лучший репортер в Перми.
НР: Если бы вам предложили назвать три компании (органа власти) сумевших выстроить наиболее цивилизованные отношения со СМИ – кого бы вы отметили?
ВС: Почти все здесь зависит от личных отношений. В системе я не могу назвать не одну организацию, где если нет нормальных личных отношений с пресс-службой или первым лицом, был бы результат. Сегодня в бизнесе я бы выделил компании «Ермак», «Сильвинит» и «НОВОГОР», а во власти – пресс-службу губернатора края и администрации Перми.
НР: Как Вы думаете, в Пермском крае есть свобода слова?
ВС: Конечно есть. Никто никогда не указывает мне как главному редактору, что должно быть в газете. И уверен, что никто из журналистов Business class не скажет, что когда-то на какую-то тему я ему запрещал писать. Вопрос здесь только в объективности. Если есть проблема, то мы должны показать позицию всех участников процесса. А если ты представил только одну позицию и считаешь это свободой слова, то это к журналистике не имеет никакого отношения.
Ранее:
Количество пермских газет, позиционирующих себя в качестве «деловых», рано или поздно сократится, – редактор ИД Компаньон Игорь Лобанов
В 2007 году объем местных новостей в пермской вкладке «Коммерсанта» удвоится
Пермь. Другие новости 04.10.06
ИКЕА появится в Перми через 3-4 года. / Пермские первоклассники прошли единые муниципальные тесты. / Осенью больницы Пермского края получат тест-системы для диагностики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Пермь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».