российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 15 ноября 2024, 10:26 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
С нашей точки зрения Перми необходима корректировка существующей бизнес-модели управления водоканалом, – первый вице-президент ООО «Евразийское водное партнерство»

«Евразийское водное партнерство» (ЕВП) объявило о готовности купить компанию «Новогор-Прикамье», которая является арендатором водоканала Перми. На вопросы о планах ЕВП в Перми в интервью «Новому Региону» рассказал первый вице-президент ООО «Евразийское водное партнерство» Александр Баженов

Какой опыт есть у Вашей компании по управлению водоканалами?

Наш бизнес в водной отрасли состоит из трех основных связанных элементов: капитал, управление и сервис, технологии.

ОАО «Евразийский» фактически является инвестиционным фондом, созданным для вложений в капитал проектных компаний- Водоканалов, сервисных и производственных компаний, работающих в отрасли. Капитал ОАО «Евразийский» составляет 4 млрд. рублей. По этому параметру в России мы делим первое место с другим частным оператором коммунальных проектов- ОАО РКС, но мы инвестируем только в одну отрасль- водоснабжение. В капитале ОАО «Евразийский» крупнейшим акционером (около 20%) является государственный Внешэкономбанк, который недавно был определен Правительством РФ в качестве платформы для создания государственной корпорации развития. ОАО «Евразийский» владеет долями в двух проектных компаниях -Водоканалах- в г. Омск (около 38%) и в г. Ростов-на-Дону (около 75%).

ООО «Евразийское Водное Партнерство» (ЕВП) развивает проекты концессионного типа на Водоканалах, управляет и обслуживает создаваемые проектные компании. Эта компания сформировала и запустила на сегодняшний день два концессионных проекта по управлению и развитию системами ВКХ в российских городах-миллионниках: Омске и Ростове-на-Дону. В г. Ростов-на-Дону она продолжает управлять проектной компанией ОАО «ПО Водоканал г. Ростов-на-Дону». В г. Омск эта деятельность приостановлена до разрешения акционерного спора с другими (местными) участниками проектной компании. Осенью этого года подписано ключевое для нас соглашение о стратегическом сотрудничестве с французской компанией «Veolia», крупнейшим в мире оператором инфраструктур водоснабжения и канализации. Во всем мире она обслуживает 120 миллионов потребителей, ею накоплен огромный опыт работы в Центральной и Восточной Европе по таким городам, как Прага, Будапешт, Бухарест, Берлин. В России, на Украине и в странах Центральной Азии мы будем развивать и управлять бизнесом совместно на эксклюзивной основе. ЕВП будет платформой этого сотрудничества, а наши проектные компании (в том числе и Пермь) могут быть объектом со-инвестирования со стороны французской компании.

В третьей области- технологии, производство товаров и услуг для отрасли водоснабжения- мы только начали формировать свою структуру. Здесь мы подписали соглашение с г-ном Кириенко С.В. о сотрудничестве с Росатомом по коммерциализации технологий водоподготовки и очистки стоков, разработанных в атомной промышленности. Для этого будет создаваться совместное предприятие с капиталом 50 млн. долларов. В рамках этого направления нами ведется деятельность по приобретению западноевропейской отраслевой инжиниринговой компании, ведущей свой бизнес в тех регионах мира, где есть спрос на современные технологии опреснения и ультрафильтрации.

В нашем проекте в г. Ростов-на-Дону и городам юго-запада области нами была подготовлена 25-летняя инвестиционная программа, рассчитанная на привлечение средств в развитие инфраструктуры ВКХ прежде всего из внебюджетных и нетарифных источников, и подана заявка на со-финансирование в Инвестиционный фонд РФ. При этом было немало скепсиса – многие сомневались, что проекты в ЖКХ смогут соответствовать жестким нормативам бюджетной эффективности, принятым для инвестфонда. На настоящий момент наша заявка в целом одобрена Правительственной комиссией. Объем программы – 19 миллиардов рублей. На первом пятилетнем этапе 5 миллиардов руб. мы привлекаем от Инвестиционного фонда РФ и три – из собственных средств. Оставшиеся 11 миллиардов в дальнейшем будут профинансированы за счет частного инвестора. Этот проект- единственный из 10 проектов, отобранных Правительством для финансирования из Иневстиционного фонда, который относится к ЖКХ.

Важно также, что в команде собраны люди, которые давно и последовательно занимаются развитием частных операторов коммунального сектора. Первый из российских частных коммунальных проектов – РКС – запускался Сергеем Яшечкиным и Александром Баженовым, которые потом создали ЕВП. Сергей Яшечкин сейчас является единственным из представителей частного коммунального бизнеса членом коллегии Министерства регионального развития. Я проработал около четырех лет в водном дивизионе французской компании «Суэц», являясь заместителем Директора по Центральной и Восточной Европе. Команда топ-менеджеров объединяет опытных отраслевых специалистов, в том числе с опытом управления водоканалами Ярославля, Омска, Вологды, Ростова-на-Дону, Краснодара. Вице-президент ЕВП по развитию и управлению проектами – Сергей Богуславский, бывший исполнительный директор Пермской региональной энергетической комиссии, работавший также в управлении экономикой администрации города Перми.

Почему интерес к пермскому водоканалу?

Мы считаем, что в России есть целевой рынок для проектов концессионного типа в секторе водоснабжения и водоотведения в городах с населением свыше 300 тысяч человек. Такой объем потребления уже при сегодняшнем уровне платежеспособности населения позволяет привлекать долгосрочные инвестиции, реализовывать интенсивную программу капиталовложений и реструктуризации и реально повышать эффективность.

Очевидно, пермский водоканал – один из 12 водоканалов миллионных городов России, и представляет собой одну из ключевых возможностей развития бизнеса. Мы позитивно оцениваем опыт «Новогора» по реструктуризации водоканала Перми. Здесь уже создан определенный задел эффективности, который можно использовать. Кстати, мы предлагали Интерросу объединить наши проекты в мае этого года, но не нашли взаимности. Наконец, нам интересно работать в Перми по той причине, что треть топ-менеджеров ЕВП отсюда родом. Мы не чужие этому городу.

Как оцениваете его состояние?

Состояние водоканала г. Перми мы можем оценить лишь в ограниченной степени. Причина понятна – возможности проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности нам пока не предоставилось.

В тоже время нам доступна аналитическая база по предприятию на период до появления контракта у компании «Новогор». У меня, например, есть фундаментальный отчет, который готовился администрацией города при участии Пермского университета для подготовки проекта концессионного типа в 2000 году. В рамках той работы мы смогли накопить определенный уровень знаний по инфраструктуре водоснабжения и канализации города, в том числе всевозможные обследования, выполнявшиеся инжиниринговыми и экономическими консультантами. К сожалению, в тот момент французская компания, в которой я тогда работал, не решилась развивать этот проект. Через два года этот проект был предложен Интерросу.

Исходя из этих отчетов, мы видим, что водоканал Перми технически достаточно развитое предприятие. Проблемы сравнимы с другими крупными городами- необходимость реконструкции сетей, завершение и запуск главного канализационного коллектора, рекоснтрукция и модернизация БОС, развитие основной станции водоподготовки с возможным выводом устаревших станций из черты города. По данным 2000 года городу требовалось вложить около 150 млн. долларов для решения неотложных задач повышения качества услуг и эффективности обслуживания инфраструктуры. Для достижения качества услуг, сопоставимого с западноевропейскими стандартами, объем инвестиций оценивался консультантами примерно в 960 млн. долларов. Повторюсь, мы пока не знаем современных деталей, но порядок величин совпадает с другими миллионными городами России.

Мы знаем, что «Новогор» договорился с «Росстроем» о привлечении дополнительных бюджетных средств в развитие биологических очистных сооружений, находящихся в частной собственности. Нам также известно, что существует договоренность по кредиту ЕБРР под гарантии города, но мы очень осторожно относимся к кредитам ЕБРР, если они даются под бюджетные гарантии. Наша позиция заключается в том, что экономика водоканала миллионного города, методы ее тарифного регулирования, даже существующие сегодня, должны позволять привлекать инвестиции в развитие инфраструктуры без дополнительных бюджетных гарантий. Мы это доказали, в Ростове-на-Дону, как и в Омске, по крайней мере, на первом этапе.

Как оцениваете уровень компетентности Новогора?

Мы считаем, что при нынешнем уровне обеспеченности капиталом «Новогор» является вполне компетентной компанией, эффективно справившейся с задачей развития проекта ГЧП в сложной политической и экономической обстановке. Нам интересно приобрести вместе с проектом и команду «Новогор-Прикамье», которая стала бы усиливающим элементом в нашей деятельности по развитию бизнеса в других городах.

Другое дело, что с нашей точки зрения городу необходима корректировка существующей бизнес-модели. Первоочередное значение имеет заключение дополнительного инвестиционного договора между оператором и городом. В этом договоре следует определить, с одной стороны, условия, при которых частный оператор может привлекать свои деньги в развитие инфраструктуры, а, с другой стороны, условия, связанные с долгосрочным тарифным регулированием в формах, приемлемых для антимонопольных структур. Мы слышали, что такие документы существуют, но не понимаем, почему тогда их не достаточно для получения займа ЕБРР без бюджетных гарантий. В наших мандатных письмах с МФК и ЕБРР по Омску таких гарантий не требовалось

В рамках нашей модели оператор проекта должен быть капитализированным. Чтобы он мог самостоятельно отвечать по обязательствам, в него должен быть вложен капитал, на несколько порядков превышающий нынешние десять тысяч рублей. Этим капиталом он должен отвечать по заемным обязательствам и со-инвестировать. Например, в Ростове-на-Дону капитал проектного предприятия составляет около шестидесяти миллионов долларов. Именно это позволяет работать с долгосрочными заимствованиями на свободном рынке, а не искать средства на развитие в бюджете или в текущей тарифной выручке.

Безусловно, эта проблема- проблема акционера, не управляющей команды. Предлагаемое нами решение- предложение долгосрочного отраслевого инвестора, а не упаковщика и переупаковщика проектных воможностей.

При каких условиях ЕВП готово приобрести Новогор?

На сегодняшний день мы говорим о своей заинтересованности, но детализировать условия приобретения пока сложно. Важнейшая особенность этого бизнеса, которая часто недоучитывается частниками, – это его публичный характер. Сделка должна реализовываться таким образом, чтобы были соблюдены интересы города. О чем можно сказать определенно – нам нужно, чтобы заплатив нынешнему собственнику за приобретение этого контракта, у нас остались экономические возможности дополнительно вкладывать деньги в капитал предприятия и занимать долгосрочные кредиты. Иными словами, чем выше цена, тем меньше возможностей у частного оператора привлекать средства без привлечения бюджета или ускоренного роста тарифов. Вопрос цены не может решаться совсем без участия города, как третьей заинтересованной стороны.

Нам нужно понять требования клиента, чтобы город сформулировал свои требования к системе водоснабжения и канализации, в том числе с учетом ускоряющегося развития жилищного строительства. Это важно, так как важным элементом экономики инфраструктурной компании является ее ведущая роль в девелопменте инфраструктуры для новых площадок.

Учитывая нашу концентрацию на управлении водоснабжением, мы вероятно искали бы возможность распаковки контракта Новогора в Березниках. Более того, для выполнения контракта в этом городе необходимо создавать отдельную проектную компанию, т.к. сегодня риски двух городов несет один контрактодержатель.

Запущенная в публичный оборот цена контракта абстрактна. Мы говорим, что если контракт смог определить будущую тарифную политику и обязательные проекты капиталовложений, распределение рисков с муниципалитетом, то цена в 50-60 млн. долларов за зрелый концессионный проект не является экзотической на международном рынке. Главное- качество контракта. То, что мы знаем о контракте «Новогора», позволяет говорить о необходимости его улучшения. В частности, учитывая заключение 49-летнего договора аренды из процедуры банкротства бывшего МУП Пермводоканал без публичных процедур (не говоря уж о конкурсности), хотя бы с точки зрения получения разрешения ФАС для любого нового собственника контракта было бы целесообразно получить решение муниципального совета.

Что ЕВП может сделать для улучшения системы водоснабжения Перми?

Всё, что необходимо для повышения качества и обеспечения доступности услуг водоснабжения и водоотведения, мы можем сделать. Мы обладаем технической квалификацией, сформированной совместно с нашими французскими партнерами – компанией Веолия, у нас в наличии есть доступ к капиталу совместно с Внешэкономбанком, а также нами разработаны юридические и управленческие модели, которые позволяют развивать инфраструктуру без немедленной дополнительной нагрузки на бюджет и тарифы. Соответственно, если есть компетенции, капитал и правовые формы, значит мы можем добиться тех целей, которые город поставит. Чего хочет город? Было бы хорошо увидеть продолжение традиции конкурентного развития коммунального рынка, которым славился регион несколько лет назад.

С другой стороны, мы спокойно отнесемся и к другому решению города, условно смене одного хоккейного клуба на другой-ХК Никель на ХК Алюминий. Наши ресурсы ограниченны, а возможностей в нашей стране и странах СНГ достаточно много. Понимание этого- лучшее лечение от стремления купить все любой ценой.

Пермь. Другие новости 19.12.06

Рейды по квартирам должников проведут завтра судебные приставы и госавтоинспектора (Пермский край). / План по прививкам против гриппа, гепатита В, краснухи в Пермском крае выполнен. / В Соликамске (Пермский край) определены перспективы дорожного строительства до 2010 года. Читать дальше

© 2006, «Новый Регион – Пермь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках